Вообще, если отбросить малосущественные детали, существует три принципиально различных способа планировать свое время – два естественных, «правильных», и третий – самый распространенный и, по совместительству, самый неэффективный и стрессогенный.
Начнем с правильных способов. Первый – вы планируете сколько времени готовы потратить на то или иное дело. И продолжаете делать ровно столько времени, сколько наметили – заканчиваете в срок независимо о того, сколько успели сделать.
Второй способ – вы намечаете объем работы, который хотите сделать и делаете, пока не выполните все намеченное, независимо от того, сколько на это уйдет времени.
И в том и в другом случае вы сочетаете внешние требования с вашим внутренним ритмом и темпом, с вашей естественной скоростью - той, которая вам комфортна, той на которой вы наиболее эффективны. Это не значит, что по ходу дела вы не будете торопиться и стараться сделать побольше или закончить пораньше – но это будет продиктовано не желанием избежать «кнута», а стремлением получить «пряник». Скорее, это будет похоже на игру с самим собой, а досрочное выполнение или перевыполнение «плана» будет не обязаловкой, а приятным бонусом.
Теперь о третьем способе. Этому способу планирования времени нас начинают учить с раннего детства, и особенно жестко навязывают его с приходом в школу. Собственно, это даже не самостоятельное планирование, а принуждение следовать чьим-то планам. При этом способе от нас требуют сделать строго определенный объем работы за строго определенный промежуток времени.
Если это школа - то решить контрольную за урок, усвоить годовой материал за четыре четверти и. д. Беда в том, что нормы (и по объему, и по времени) выведены под некоего гипотетического «среднего ученика». В результате один решает все задания за полчаса и треть урока мается от скуки. А второму, чтобы спокойно решить все, не хватает как раз этих 15 минут. Первый не знает, чем себя занять, второй начинает нервничать, торопиться, ошибаться… и в итоге приходит к мысли, что науки – это не его. Хотя соображать и усваивать знания он может ничуть не хуже первого, разве что чуть медленнее.
Дальше все продолжается в ВУЗе, потом на работе… Стресс превращается в привычку, и человек начинает планировать подобным образом не только служебное, но и личное время. Просто потому, что не представляет себе ничего другого.
Но если на работе (учебе) мы никак не можем изменить принятые правила, то в свое свободное время вполне можем себе позволить не суетиться и не подстегивать себя, чтобы выполнить какой-то «план», нами же самими и взятый, чаще всего, «с потолка».
Да и в случае работы и учебы стоит подумать – может, лучше получить оценку чуть ниже, и премию чуть меньше, но зато сохранить самоконтроль и здоровые нервы. Потому что с одной стороны диплом и карьера - это еще не вся жизнь, а с другой человек с крепкими нервами, человек, который держит себя и ситуацию под контролем без суеты, спешки и стресса – даже если он начинал как «троечник» - всегда добьется в жизни большего, чем издерганный, суетливый «отличник».
Если Вам интересна статья и близка тема, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.