Мало кто станет отрицать, что те девять или одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе - один из самых сложных периодов воспитания для родителей. Тут и для ребенка все новое: первые учителя, первые товарищи, первые контрольные, а после еще и пубертатный период вносит свои коррективы. А основную "головную боль" для родителей доставляют домашние задания! Ох, какой же это кошмар. Многие уже опытные мамы и папы, несомненно, согласятся со мной. Давайте разберем факторы, влияющие на ребенка во время выполнения "домашки".
1. Оценка знания материала
Пожалуй, этот фактор является ключевым для многих родителей, да и оценить его проще всего - стоит только с учебником в руках устроить ребенку "расстрел" (конечно, фигуральный) по заданной теме. Думаю, вы начнете спорить со мной, если я скажу вам, что этот фактор не является основополагающим. Дело вот в чем: выполнение домашнего задания со многими (не со всеми) детьми - это своеобразная "война". Конечно, я не отрицаю, что некоторые дети самостоятельно жаждут учиться, но подобные, не побоюсь этого слова, феномены встречаются редко. Зачастую "домашка" выполняется именно что из-под палки родителя. На очень чувствительных к любым мало-мальски значительным изменениям весах лежат школьные оценки и ваши отношения с ребенком. Приходится выбирать, что для вас важнее. Думаю, для всех любящих родителей доминантным является второе.
2. Отношения ребенка к родителям и к самому себе
Данный фактор вытекает непосредственно из предыдущих размышлений. "Ты ничего не можешь!" - говорили ли вы подобное своему ребенку, когда у него не выходило написать сочинение по заданной теме или решить задачку по математике? Я надеюсь, что нет. Ваши, может быть, до этого близкие отношения могли заметно ухудшиться после того, как вы грубо заставили ребенка выполнить домашнее задание, накричали на него, обозвали всеми известными ругательствами, назвали неумехой, тупицей, пригрозили ремнем, и, возможно, даже привели в действие свою угрозу.
Этот аспект отношений с ребенком очень часто ускользает из поля зрения многих родителей. Необходимо мотивировать ребенка, подбадривать, объяснять, иногда даже по нескольку раз, те или иные темы. Даже если вы сами чего-то не понимаете, не ленитесь - ищите объяснения в учебниках, книгах, в Интернете, в конце концов! Криками и угрозами вы лишь втопчете в пол самооценку вашего чада, он начнет думать: "Неужели я такой глупый, неужели я правда ничего не могу?"
Об этом и заходила речь в первом пункте - о тех особых весах. Ведь отношения с родителями могут помочь ребенку в будущем: он поймет что такое взаимная поддержка и помощь, выполняя домашние задания, он научится упорству, сможет рассматривать ситуации под разными углами.
3. Способность учиться
Согласитесь, что домашнее задание можно выполнить абсолютно по-разному. Для получения положительной оценки, четверки или даже пятерки, ребенок может просто-напросто списать, так и не поняв сути. А может, хоть и с ошибками, но разобраться в теме, за самостоятельно сделанную домашнюю работу получить тройку.
Наверное, лучше для него самого, да и для вас тоже - второй вариант. Ведь, в конечном счете, оценки - всего лишь цифры на бумаге или двоичный код на экране компьютера. Но знания остаются только в голове того школьника, который делает все самостоятельно, без списываний или шпоргалок. Подумайте, у какого учащегося в жизни больше перспектив? Думаю, ответ очевиден.
4. Эмоциональное отношение ребенка к процессу обучения
Как ваш ребенок реагирует на слово "учеба"? Радуется ли он, вешая рюкзак на плечи, или забивается в угол и притворяется больным, лишь бы только не находиться в школе? Практически все это зависит от родителя. Объясните ребенку, как важны в современном мире знания.
Сейчас даже взрослым приходится проходить по нескольку переквалификаций в год, ритм нашего технологичного века не оставляет другого выхода. Покажите ребенку, желательно на своем авторитетном примере, что учиться может быть интересно.
Как пример, вспомним одного моего старого знакомого. Родители под угрозой строгого наказания заставляли его в максимально короткий срок прочитать "Тихий Дон" Шолохова (произведение немалое, почти две тысячи страниц). С тех пор он возненавидел чтение, ведь оно стало ассоциироваться у него с каторгой, наказанием. А до этого он охотно читал, даже иногда рекомендуя мне те или иные книги.
Надеюсь, учитывая эти факторы, вы сможете легко помогать ребенку с домашним заданием!