Найти тему

Об истории и гордости

Начало учебного года неотвратимо надвигается на условно-стройные ряды школьников и студентов. И чем ближе оно, тем чаще и громче на просторах интернета звучат рассуждения о том, как и чему следует учить подрастающее поколение. И если по части физики спорить особо не о чем: E=MC2 при любом раскладе, то вот такой многострадальный предмет (и само понятие), как история, вечно пытаются перекроить в угоду текущему моменту.

Недавно я в очередной леденящий душу раз наткнулась на высказывание популярного нынче мнения, что вся история СССР – расстрелы и подавление бунтов. И мне таки есть, что сказать по этому поводу.

История ЛЮБОЙ страны в ЛЮБОЙ период её существования - это история подавления бунтов, а также, вплоть до конца двадцатого века включительно (а кое-где и сейчас), история расстрелов там, где огнестрельное оружие было уже известно и широко применялось. Просто на протяжении последней пары-тройки десятилетий нас старательно приучают к тому, что у всех всегда было и есть благорастворение во человецех - и только наша история ужасна. Только наши предки учиняли себе окружающим кровавую баню по поводу и без. Только у нас всё плохо сейчас, потому что было плохо и до Рюрика (иначе зачем бы его позвали), и, уж конечно, после него. А давайте-ка оглянемся и сравним?

Самые яростные критики Ивана Грозного говорят о том, что в ходе учиненных им репрессий погибло около 30 тысяч человек. За все время правления. Примерно столько же гугенотов было убито за ДВЕ НЕДЕЛИ, прошедшие после Варфоломеевской ночи. Кто-то обвинил Карла IX в зверствах? Ну что вы, как можно. Это Иван Грозный - деспот, тиран, убийца, кровожадный псих!!!

За время нахождения на престоле Генриха VIII Тюдора ТОЛЬКО за бродяжничество и нищенство были повешены вдоль английских дорог 72 (СЕМЬДЕСЯТ ДВЕ) тысячи человек. Знаете, под каким наименованием он проходит в истории родной страны? «Добрый король Гарри»... Ну, в Англии того времени вообще было весело. Ведь именно величайший гуманист, автор знаменитой «Утопии» Томас Мор ввел на территории королевства смертную казнь через сожжение на костре за религиозные разногласия с главенствующей на тот момент католической доктриной. Когда поменялась доктрина, был казнен уже сам сэр Томас. И не только он – вспомнить, хотя бы, разогнанные, разграбленные и разрушенные монастыри. Да ладно бы ради пушек, как при нашем Петре Алексеевиче, царе Великом– черта с два, на балы и турниры не хватало. Шесть жен – это дорого.

Но Генриху за номером восемь можно, а Ивану Грозному нельзя, потому что Генрих Восьмой – просвещенный европеец, вон, «Зеленые рукава» написал, до сих пор исполняют, а Иван Грозный сумасшедший кровопийца. То, что в царствование Ивана Россия заметно приросла территориями, а Англия в царствование Генриха – нет, в расчет не принимается. Правда, даже без территориальных завоеваний Англия потеряла в войнах, религиозных распрях, подавлении мятежей, голоде и эпидемиях больше людей, чем воюющая за увеличение территории и централизацию власти Россия… но у них – добрый король, а у нас – палач. Куда уж нам, лапотникам.

Очень показательным в плане осознания этого странного разделения оказался мой двухлетней давности вояж в Париж. Там так забавно ходить с толковым гидом и слышать на каждом шагу: «до 1871 года здесь стояло… до 1871 года здесь находилось… дворец Тюильри был сожжен в 1871 году… на Монмартре ничего не строят, потому что холм изрыт известняковыми шахтами, а схемы штолен хранились в мэрии, которая сгорела в 1871 году…» Вы поняли? Нет, вы поняли? Со времен мятежа, известного в истории как Парижская Коммуна, прошло полтораста лет, и его последствия аукаются до сих пор. Впрочем, это не мешает парижанам гордиться своими Елисейскими полями, устроенными с единственной целью – чтобы эту часть центра города невозможно было перегородить баррикадами, а в случае чего не возникло бы затруднений с выдвижением артиллерии на позиции.

Французы – они вообще такие, гордятся всем подряд. И Жанной д’Арк, и Капетингами, и Валуа, и Бурбонами, и Декартом, и Вольтером, и Рабле, и Великой Французской Революцией, и – кстати – маркизом де Садом, и Наполеоном, и коммунарами, и Сопротивлением… Но это – французы. Я могла бы сказать, что, хоть убейте, не в состоянии понять, как можно считать поводом для гордости казнь на гильотине тринадцатилетнего подростка или смерть в тюрьме десятилетнего мальчика, виновного в том лишь, что он – сын короля. Но вся штука в том, что французы гордятся не тем, что было сделано во время террора, и даже не тем, что террор – был. Они гордятся всей своей историей. Своими королями и императорами, революционерами и святыми, мыслителями и генералами, поэтами и извращенцами, французскими духами и французскими багетами, «французской косой» и «французским поцелуем». Кстати, вы в курсе, что слово «саботаж» происходит от «сабо», деревянных башмаков, которыми французские рабочие разбивали станки? Этим французы тоже гордятся. Не самим фактом, а тем, что обогатили язык новым понятием.

Почему, черт побери, все гордятся своей историей – и только мы должны плакать и каяться? Почему на «Бессмертный полк» нельзя прийти с портретом Сталина – свинтят? Почему студенту колледжа ВООБЩЕ нельзя прийти на «Бессмертный полк» – отчислят? Почему наших парней и девчонок приучают не знать историю своей страны, не интересоваться ею, опасаться её, и быть при этом твёрдо уверенными в том, что она плохая? История плохая, страна плохая, люди плохие… в школьной программе по литературе – Солженицын. А потом её составители удивляются: патриотическое воспитание не работает! Они бы ещё туда Алексиевич запихнули.