Продолжаем отвечать на вопросы, заданные нам по электронной почте. В этом выпуске мы начнём отвечать на общие вопросы, касающиеся управления запасами.
Не забудьте поделиться с друзьями и коллегами в соцсетях.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
Также вы можете связаться и задать вопросы по электронной почте.
Задавайте нам вопросы в комментариях.
Как осуществлять управление резервами товара?
Подходы к управлению резервами товара могут отличаться в зависимости от рынка продукта, компании, типа компании – производственная или торговая, финансового состояния компании и т.п.
Для начала определимся, что такое «резерв».
Здесь под резервом понимается бронирование товара под клиента с исключением товара, поставленного в резерв, из продажи.
Постановка в резерв имеет начало, окончание и смену статуса товара.
Для начала нужно определиться с подходом, ‒ выработать правила резервирования, и начать контролировать трансформацию резерва в отгрузку.
Примеры правил резервирования:
- В резерв товар ставиться при получении заявки клиента на товар.
Смена статуса происходит при оплате товара клиентом.
Товар снимается с резерва и поступает в общую продажу, если товар не оплачен до определённого правилами компании срока.
Этот вариант обычно используется при продаже товара в предоплату.
- Товар ставится в резерв при получении заявки клиента на товар – без оплаты.
Смена статуса происходит при отгрузке товара клиенту.
Снятие товара с резерва и поступление товара в свободную продажу происходит при отказе клиента от товара либо если товар не отгружен клиенту в течение определённого компанией времени, ‒ например, договором с данным клиентом.
Этот вариант обычно используется при продаже товара с отсрочкой платежа либо на реализацию.
Возможны и другие правила.
Еще раз необходимо отметить, что очень важно контролировать трансформацию резерва в отгрузку: по клиентам, менеджерам и подразделениям, ‒ если у компании несколько подразделений продаж.
При наличии у компании нескольких подразделений продаж правила постановки и снятия с резерва могут отличаться для разных подразделений.
При использовании объёмно-календарного планирования, как выбрать шаг планирования продаж: месяц или неделя?
Обычно, месяц принимается за период планирования.
За шаг планирования "месяц" принимается при периоде планирования в квартал, полугодие или год, ‒ то есть чаще на более высоком уровне планирования, чем оперативное планирование.
На оперативном уровне, при периоде планирования в месяц, за шаг планирования чаще принимаются стандартные: декада либо неделя, хотя возможны и другие варианты.
Шаг планирования декада или неделя позволяет управлять с большей точностью и более оперативно реагировать на отклонения и изменения.
Кроме того, использование принципов объёмно-календарного планирования позволяет повысить качество управления запасом и оборотными средствами.
Более подробно о выборе шага планирования:
Объёмно-календарное планирование. Принципы определения шага планирования.