Найти в Дзене
Retail.ru о розничной торговле

Как российский стартап Briskly запускает магазины без персонала

Оглавление

Новый тренд в ритейле – запуск магазинов без кассира. Так называют комплекс технологий, который позволяет доработать любую торговую точку до автономных продаж без персонала. Такие магазины уже работают в США и Китае. В России первые супермаркеты год назад пилотировал стартап Briskly, и сегодня к новой технологии подключены уже более 345 торговых точек. Ей интересуются крупнейшие торговые сети, а осенью оплату без кассира запустят 10 тыс. автозаправок по всей России. Рассказываем, как работают магазины Briskly.

В США и Китае, где из-за большой плотности населения очереди в магазинах стали реальной проблемой, открытие автономных магазинов типа Amazon Go и BingoBox воспринимается как логичный шаг в развитии ритейла. Технология продажи в них такова: пользователи авторизуются через приложение, берут товар и уходят, а сумма покупки автоматически списывается с карты.

В России тренд оплаты без кассира только набирает обороты. Год назад стартап Briskly открыл первые магазины без персонала, которые благодаря авторской технологии могут обеспечить полностью автономную работу торговой точки. Сегодня к платформе для ритейла Briskly уже подключено более 345 точек, из них функционирует около 100 (в большинстве это «умные» холодильники, часто их ставят в офисах, как вендинг со свежей едой). Осенью к Briskly еще подключатся более 10 000 заправок по всей России.

Почитать про китайских ритейлеров, запускающих магазины без кассиров, можно в статье Беспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?

-2

Создание технологии

Основатель Briskly Глеб Харитонов рассказал Retail.ru, что, прежде чем создавать магазин без кассиров, который был бы интересен ритейлерам, нужно было обеспечить безопасность от краж и вандализма.

«Мы начали разработку приложения для покупателей – B-Pay, в котором при регистрации покупатель оставляет свои данные. Договор с пользователем предусматривает серьезное наказание за кражу, вплоть до уголовного преследования. Ритейлеры это оценили, и сейчас они не боятся подключаться к новой технологии», – рассказал Глеб.

B-Pay распознает и сканирует штрихкод товара и списывает оплату с привязанной карты. Процесс покупки занимает всего 3 минуты.

-3

Чтобы попасть в магазин без кассира, покупатель через приложение B-Pay выбирает нужный супермаркет из списка по геолокации, находит его и открывает (через приложение) электронный замок на двери. За безопасность отвечает нейросеть, которая отслеживает мошенников через камеры наблюдения.

Проект был оценен на конкурсе  Visa Everywhere Initiative: после двух этапов отбора Briskly заняли первое место и получили грант на 5 млн рублей на развитие продукта. И команда взялась за доработку Briskly. «Зачем вообще ждать, чтобы оплатить товар? Что если мы поместим кассу в телефон? Briskly не работает против персонала, он работает для покупателей, которые устали от бессмысленного ожидания в очереди», – комментирует Глеб.

Уже через несколько месяцев после запуска в магазинах технологии Briskly, подводя первые итоги, Глеб Харитонов отметил, что приложение ускоряет покупки в два-три раза. Для магазинов это оказалось выгодно, выручка начинала расти стабильно на 15% в течение трех месяцев после подключения нового сервиса.

«Это происходит потому, что многие покупатели идут в магазин с фиксированным бюджетом, и считают его в уме, а здесь идет автоматический подсчет в приложении. Когда нам нужно потратить 1000 рублей, мы как правило не учитываем скидки и округляем в большую сторону. То есть, если товар стоит 43 рубля, мы считаем, что он стоит 50 рублей. В итоге, мы идем на кассу и думаем, что набрали покупок на 1000 рублей. А по факту – на 850. И в итоге с учетом скидки кассир нам пробивает на 743. И магазин недополучает свои 257 рублей, которые планировал потратить покупатель. И посетитель остается недоволен, потому что мог купить больше. А с B-Pay мы видим итоговую сумму с учетом акций прямо в смартфоне и расходуем весь бюджет», – считает основатель компании.

Запуск первых магазинов без кассиров

Первым тестовым супермаркетом без кассиров стал автономный магазин-контейнер на территории БЦ IQ-Park, расположенного в Москве недалеко от ТТК. «В этом деловом центре находится наш офис, и мы решили попробовать.

В 2018 году мы купили контейнер и сделали из него первый автономный магазин без персонала. Так контейнер стал местом для экспериментов. Для начала, в него поместили блок электронного управления для автоматического открытия двери через приложение. Сейчас этот замок есть во всех разработках компании – в установленных в супермаркетах «умных» холодильниках, которые открываются через приложение. 

Позже мы установили камеры для нейросети, датчики температуры и влажности, а также холодильники и полки. Тогда же команда решила, что для поставщиков необходимо сделать маркетинговую платформу, которая будет продавать покупателям товары по акции прямо в чате приложения», – рассказывает Глеб Харитонов.

Тестирование на большую аудиторию магазин-контейнер прошел на московском фестивале Geek Picnic в московском парке Коломенское, где он продавал воду и сувениры. За 2 дня магазин посетили больше 500 покупателей. Там же команду заметили представители Сколково, которые сразу предложили сделать магазин в Технопарке.

-4

Технология Briskly в паре с кассиром

Магазин в Технопарке Сколково стал первой экспериментальной площадкой на базе уже работающего супермаркета. Магазин подключил приложение B-Pay для оплаты «сканируй и покупай», а также оборудовал дверь, способную открываться через приложение, чтобы магазин мог работать 24/7.

Персонал в магазине было решено оставить, а новую технологию использовать в помощь кассиру – для разгрузки очередей в пиковые часы (очереди там образовывались часто) и в ночное время, когда кассир не работает.

Чтобы сотрудники магазина в Сколково могли следить за всеми, кто покупает товары в обход кассы, Briskly установил девайс с приложением для продавца. Кассир на смартфоне видит всех покупателей, использующих B-Pay, их корзины и процесс оплаты.

Стоимость интеграции Briskly с магазином

Сейчас ритейлеры могут подключить свой магазин к приложению за один день.

Для интеграции ассортимента любой точки в платформу Briskly подойдет любая товароучетная система. Работа по запуску точки в новом приложении будет стоить 25 тысяч рублей. В дальнейшем с каждой покупки взимается комиссия до 8%, в которые входят эквайринг, мобильное приложение и касса в облаке. Подключить Briskly торговая точка может самостоятельно или через партнера.

Как работает приложение для покупателя?

Для покупателя все работает просто: устанавливай приложение B-Pay, сканируй товары – и покупай.

Чтобы начать покупки, приложение B-Pay предлагает выбрать из списка магазин. Программа определяет локацию покупателя и предлагает посетить ближайшую точку. Либо, если покупатель уже находится рядом с магазином, он может отсканировать размещенный на двери QR-код. После этого срабатывает электронный замок, дверь открывается, и покупатель заходит внутрь.

Оплачивают покупки прямо в приложении картой или платежными системами, например, Apple Pay.

-5

Защита от воровства

Чтобы защитить магазин в Сколково от воровства, в нем установили 37 камер, через которые нейросеть оцифровывет каждого покупателя и отслеживает путь его перемещения и действия.

«Такое количество камер нужно, чтобы не было слепых пятен, а также чтобы детальность съемки была на уровне оцифровки кистей рук и их движений», – пояснил Глеб Харитонов.

Когда покупатель ведет себя подозрительно, нейросеть отправляет уведомление оператору магазина. Если кража подтверждена, стоимость покупки либо списывается с привязанной карты после акцепта оператора, либо начинается разбирательство в судебном порядке, о чем приложение предупреждает в условиях использования при регистрации.

Будущее технологии

Магазин в Сколково – первый полноформатный магазин, который начал использовать новую технологию оплаты Briskly в полном объеме. Вскоре технологию Briskly внедрил еще один магазин, находящийся в Сколково – «Лемма Маркет». На сегодняшний день интеграцию уже провели более 100 небольших магазинов, микромаркетов и ресторанов, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге. Задумываются о внедрении технологии и региональные сети.

Уже сейчас можно сказать, что технология пользуется успехом, поскольку один раз установив приложение и сделав покупки, человек начинает постоянно им пользоваться. Сейчас B-Pay насчитывает десятки тысяч пользователей. Плюсы для магазина очевидны. Необязательно увольнять кассиров, но если на кассе часто образуется очередь, то дополнительная услуга оплаты без кассира может заметно их сократить.

-6

Briskly демонстрирует технологию Эльвире Набиуллиной на форуме Финополис 2018

Технология экономит время людей, отсюда и родилось название Briskly (с англ. — «быстрый»). Она используется не только в магазинах, но также на фудкортах, в ресторанах и даже в офисных «умных» холодильниках.

В компании не исключают, что технология «покупай без кассира» к 2021 году станет нормой, и такая система появится в каждом втором магазине. Тем более, что у Briskly нет ограничений ни по формату, ни по размеру магазина, а многие крупные ритейлеры интересуются новыми возможностями автоматизации, улучшения сервиса, уменьшения очередей и оплаты без кассира.

Retail.ru

На правах рекламы

Теги: Briskly беспилотные магазины самообслуживание технологии развитие сети автоматизация

Статья относится к тематикам: Retail, Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы, Открытия и закрытия магазинов, Практика, FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь, Торговое оборудование. Мебель для магазинов

Источник: Retail.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru