Найти тему

Передовое инженерное образование хуже советского?

Оглавление

В современных российских реалиях в образовании осталось очень много от СССР. Многие топовые вузы вроде МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана продолжают традиции знаменитой советской научной и инженерной школы. Однако есть вузы, которые стараются внедрять новые тенденции в образование, тем самым, я бы так сказал, образуют новую, современную инженерную школу. Так есть ли будущее у российских инженеров?

Я учусь в одном из "современных" вузов, а именно в Московском институте электроники и математики имени Тихонова при НИУ ВШЭ (МИЭМ). Тут готовят инженеров со знанием ИТ. С начала 2010-х годов после присоединения института с 50-летней историей к НИУ ВШЭ в вузе произошли серьезные изменения.

Позиционирование вуза в современных реалиях

Сейчас ситуация на рынке труда отличается от того, что было в СССР. В большинстве своем инженер должен разбираться в ИТ, без них никуда. А сфера ИТ - одна из самых динамичных: там все меняется настолько быстро, что многие знания устаревают уже через пару лет. Нет смысла давать все эти знания в вузе, если они устареют к тому времени, как выпускник найдет работу. Лучше дать человеку фундаментальный материал и научить человека самому получать знания, нужные в работе. Также сейчас очень важны на практике soft-skills: работа в команде, ораторское мастерство, харизма, способность находить возможности и связи (почитайте про soft-skills в интернете).

Поэтому наш вуз позиционирует себя так: "Мы даем вам возможности и время, что делать - решать вам. Никто заставлять вас не будет". И правда, сначала нам дают хорошие базовые знания и больше свободного времени, чем в других вузах, а на 3-4 курсах в основном идут предметы по выбору и практика. Студент сам выбирает, в какой области ему развиваться и что ему изучать.

Это не в коем случае не реклама вуза. В конце будет написано и о минусах такого обучения.

Самообразование - лучший навык, что может дать вуз

В свободное время нам дают возможности для самообразования. Например, помимо великого множества кружков и факультативов вуз может оплатить любой курс в интернете и зачислить его в учебный план студента. Допустим, студент Вася решил запустить технологический стартап и составить конкуренцию Яндексу и Гуглу. Он может получить курс по менеджменту и финансам, пройти его и получить нужные знания бесплатно, за счет вуза. Вот друг Васи Петя хочет полностью уйти в программирование и заниматься разработкой искусственного интеллекта. Он может изучить курсы по ИИ и программированию, если таковых нет в его образовательной программе. Таким образом можно изучить много того, что тебе пригодится в жизни или просто интересно, от языков программирования до психологии или истории.

Если вам понравится статья - оцените ее и обсудите с друзьями. Вы можете написать свое мнение в комментариях :)

Учебный план "Информатика и выч. техника"
Учебный план "Информатика и выч. техника"

Практика

Наше образование не ограничено лекциями и семинарами. Каждый студент вуза может использовать оборудование лабораторий, работать там, выполнять в них проекты (кстати, проект - обязательный предмет на 3 курсе), перенимать опыт у специалистов. Это круто, у нас есть возможность самим покопаться в электронике, что-то создать, получить реальный опыт проектирования. Это увлекает и дает стимул еще больше углубиться в учебу.

Для меня вуз - это лишь инструмент, с помощью которого мы развиваемся в нужных для нас областях. Однако у такого подхода есть и минусы. Не все студенты могут себя организовать заниматься, многие ленятся и ничего не делают (иногда это может быть большинство). В конце концов им бывает сложно найти достойную работу по специальности.

Иногда выпускаются совсем непутевые специалисты, таких бы из другого вуза давно бы уже выгнали. Однако для целеустремленного студента открыты все двери, он сможет стать топовым специалистом, умеющим подстраиваться под новые тенденции в нашем быстро меняющемся мире. Как вы думаете, что важно в высшем образовании сегодня?