Будучи человеком и художником я люблю посещать художественные музеи. А будучи дизайнером женской одежды - с любопытством разглядываю женские тела, изображенные в работах великих мастеров прошлого.
Вот, например, перед нами канонический сюжет: три грации - прекрасные античные нимфы, какими их вообразил малоизвестный скульптор Леонард Керн в начале 17 века. Что мы тут видим? Вполне реалистичные животы (в начале 17 века никому не приходило в голову утверждать, что у женщины не должно быть живота) и совершенно роскошные бедра. Мне кажется, это примерно 52-54, ну если перевести на скупой язык швейного ГОСТа.
А вот другие три грации. Служанки самой Афродиты, олицетворяющие разные аспекты любви и женской привлекательности - такими их увидел в конце шестнадцатого века флорентийский художник Джованни Батисто Нальдини.
Полновесные бедра, складочки под коленками, нескрываемые объёмные животы. Я оцениваю это на полноценный 52 размер. А может и 54. Особенно сверху, там где округлая спина. При этом у всех граций небольшая грудь. Что впрочем вполне объяснимо - они же девы, не рожавшие, не кормившие грудью. Вот богоматерь все рисуют с минимум третьим размером груди, но богоматери обычно одетые, и в мою подборку не попадают.
Или вот перед нами работа итальянского живописца Массимо Станционе, середина 17 века, висит в Эрмитаже. Массимо изображает царицу Клеопатру, признанную красавицу своего времени, кружившую головы и разбивавшую сердца.
Как именно выглядела Клеопатра нам доподлинно неизвестно, но очевидно, что художник изображает роковую фемину в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Я снова вижу здесь замечательный живот, который даже подчеркнут позой женщины и достаточно объемные бедра. Ну точно не меньше 52 размера по ГОСТу. Талии, заметьте, в нынешнем её представлении, такой, какой её проповедует нам ГОСТ и подиум, считай что нет, а ведь это 17 век, эпоха строгих корсетов.
Но художника это не смущает. Художник именно так воображает себе зрелую, открытую, соблазнительную красоту.
Или вот еще образец итальянского искусства - Лоренцо Коста, «крупный представитель феррарской школы живописи» в начале 16 века изображает саму Венеру - богиню любви и красоты. Эталоннее эталон трудно представить.
Я, помимо того, что любуюсь работой мастера, разглядываю анатомические детали. Чисто как дизайнер и конструктор. Не очень выпуклая грудь расположена на довольно широкой грудной клетке. Так что сверху там вполне 48-50.
Полновесные бёдра расширяются книзу - то что нынче называется «галифе» и отчего-то считается недостатком фигуры, но здесь выглядит вполне органично.
Ну и отдельного восхищения заслуживает очаровательный, круглый, такой симпатичный живот. Почему женские животы вышли из моды? Они такие красивые.
С учётом всех параметров снизу вероятно 50-52.
А вот перед нами греческая статуя Афродиты - самой богини. Вечно юной, между прочим. Античный идеал, культ тела, атлетическое сложение, вот это все. Первый-второй век. И, тем не менее, вполне человеческая попа мягкой формы, складочка на боку, выступающий живот и никакой осиной талии, я вас умоляю, ну откуда?
Фемина потеряла голову и ноги в исторических перипетиях, но тем не менее общие пропорции позволяют примерно судить о соотношении ширин и высот. Я думаю тут где-то 48 размер. Не меньше.
Все эти работы объединяет одно - в каждом случае художник изображает не просто женщину, а некую признанную эталонную красавицу, мифическую или реальную. И это наталкивает на определенные мысли.
Первая: о том, что женское тело прекрасно в любой форме и стати, потому что живое и настоящее.
А вторая мысль - о том, что конвенция, стандарт телесной привлекательности заметно отличались даже в одной европейской культуре с разбегом в каких-то 100 - 200 лет. Чего уж говорить о разнице между цивилизациями. Там - пропасть.
Это все помогает увидеть разнообразие представлений о прекрасном женском теле. Расширив границы привычного восприятия, мы постепенно научимся видеть красоту именно так, как это задумано природой - то есть везде.
Автор: Юлия Шляхова, идеолог и дизайнер марки "Барышня и Хулиган"
"Барышня и Хулиган" - одежда для реальных женщин, с попой, грудью и животом.