«Хрусталь» (2018)-свежее и непошлое кино про прошлое. Минск, 1998 год, музыка хаус, ночной клуб с выглядывающими из-за спины DJ статуями вождя, митинги с транспарантами «свободу слова», иностранные делегации в минском музее ВОв, а также, брошенные на выживание, жители страны-победительницы в этой войне, надрывно продающие на случайных рынках личные вещи и все подряд, выданное вместо зарплаты. Например, хрусталь. Смотреть на это без глубокого сопереживания невозможно. В какой-то момент сюжет хоть и развивается, но картинка будто останавливается и слышны только голоса продавцов, умоляющих купить именно их товар, иначе вечером им нечего будет приготовить на ужин. 90-е как есть....Страшно привлекательное кино!
А.Насибуллина, про которую я раньше знала только то, что она супруга репера Хаски (кстати, он тоже снялся в небольшом эпизоде, играет татуировщика в салоне), открылась для меня как самостоятельная актриса, напоминающая уверенной дерзостью молодую Луизу Чиконне (мне кажется, есть даже внешнее сходство с Мадонной).
Ее героиня Веля получила диплом юриста, но работает DJ в ночном клубе, так как считает, что в «этой стране ничего не изменится» и вообще, «где у нас тут закон»? Она мечтает поехать в США и пытается получить визу, чтобы «жить в стране, где можно быть собой».
Веля идет к своей цели и готова на все ради своей мечты, но вокруг нее все рушится под влиянием сложившейся общественной культуры не выделяться, не высказывать своего мнения и, непременно, любви к родине, которая не дает умереть с голода, за это только нужно ее любить! Все старания Вели сопровождаются аккомпанементом «чё ты рыпаешься?», «Ты чё, самая умная?» и т.д.
Для меня, этот фильм-символ. Все в нем катится даже не вниз, а черт знает куда. Восторг и новые фавориты в кино. Несмотря на явно женское лицо проекта, фильм тянет на уровень Балабанова, Быкова и других именитых кинореалистов. Беларусь, Дарья Жук, Алина Насибуллина и вся команда авторов и исполнителей, спасибо за тонкую работу, за то, что к концу фильма тошнило от убедительной реалистичности; за то, что, несмотря на вопиющую безысходность, оставили надежду, что преследующая и неизбежная убогость останутся (может быть) позади…там, в Хрустальном, или в Минске, или на всей территории посткоммунистического пространства бывшего СССР.