Найти в Дзене
Russian Asia

Оригинальные копии

Китайская поговорка гласит: «В благополучные времена коллекционируйте предметы искусства, во времена беспорядков копите золото». Казалось бы, чем не истина? История знала немало коллекционеров, однако считанные единицы разбогатели благодаря своим инвестициям в искусство, историй разорения известно больше. Картины Ван Гога или Пикассо, безусловно, ценятся в миллионы долларов, но можно ли считать безопасным вложение в полотна, подлинность которых не могут на 100% гарантировать даже эксперты Sotheby's и Christie's? После нескольких больших скандалов на крупных аукционах коллекционеры все чаще смотрят в сторону современных художников, например, китайских, чьи работы так популярны сегодня и хорошо продаются, но и здесь не все безоблачно: никто не гарантирует, что работа написана плодовитым мастером «собственноручно», а вовсе не размещена под заказ на одной из разбросанных по всему Китаю «деревень» живописи маслом, хотя правильнее было бы сказать не деревень, а фабрик, да и слово «масло» здесь всего лишь в качестве знака, помогающего самим китайцам разграничивать китайскую традиционную живопись от любой другой.

Историческая справка

Деревня масляной живописи Дафэнь появилась на окраине района Буцзи молодого города Шэньчжэнь в 1990 году благодаря группе из двадцати художников под руководством жителя Гонконга бизнесмена Хуан Цзяна, который избрал это место для основания своей небольшой «коммуны». Группа, к которой впоследствии присоединилось немало последователей, специализировалась на воспроизведении шедевров мирового искусства, картин Ван Гога, Дали, Да Винчи, Рембрандта и других именитых мастеров. Копии, выходившие из мастерских Дафэня, хорошо продавались не только в Китае, но и за его пределами и за несколько лет «коммуна художников» стала весьма прибыльным коммерческим предприятием, а пара мастерских превратилась в гигантскую «фабрику масляной живописи».

-2

Сейчас в местечке Дафэнь на площади в 2 км2 расположено около 700 художественных студий, около 200 частных галерей, работой по копированию занято не менее 6000 художников, а в соответствии с информацией газеты China Daily на продукцию, выходящую из мастерских Дафэня, приходится около 60% мирового рынка живописи. Дафэнь приносит немалую прибавку и в городскую казну Шэньчжэня, так доход от последней выставки-ярмарки, которая проводится на территории «деревни» ежегодно, составил около 110 миллионов долларов США. Картина нарисовалась вполне индустриальная, не так ли?

-3

Прогулявшись по улочкам Дафэна, легко почувствовать себя героем одного из странных фильмов в стиле артхаус: один бюст Да Винчи на фоне традиционного китайского семейного храма чего стоит, но это только начало. Повернув за угол, прохожий поймает на себе взгляд целой батареи гипсовых голов Алексея Максимовича Горького, выставленных «проветриваться» одним из магазинов, специализирующихся на сопутствующих художникам товарах и художественных материалах. Здесь возможно все: портрет любимой девушки в стиле Энди Уорхола, Мане или Рембранта. Все что угодно в соответствии с пожеланиями заказчика, в худшем случае нужна распечатка того, что вас вдохновило на подвиги, в лучшем – имя: с полки для вас достанут талмуд тематической энциклопедии или качественно напечатанный, но уже довольно потрепанный альбом репродукций.

-4

Один знакомый француз, живущий в Шэньчжэне, уже шестой год зарабатывает немало денег, предлагая клиентам (это в основном американцы) через свой сайт оригинальную услугу – портрет в стиле китайского агитационного плаката. Процесс преступно прост: клиенты выбирают из его базы подходящий по их мнению плакат, присылают свою фотографию в нужном для работы ракурсе, оплачивают 50% стоимости через систему PayPal и предупреждают о дэдлайне. Дальше в работу вступает француз: десять минут плюс пара махинаций в фотошопе, и бледнолицая голова пристроена на место розовощекой работницы или загорелого хунвэйбина*. Макет отправляется по электронной почте в одну из мастерских Дафэня, где за день или два стараниями художника, который останется истории неизвестным, она превратится в точную копию оригинального плаката. После получения предприимчивым коммерсантом очередных 50% (по предъявлению фотографии готового постера), работа полетит в солнечный Лос-Анджелес или унылый Сиэтл. Чаще всего результат выглядит одиозно, но клиенты довольны и бизнес процветает.

Искусство поставлено на поток
Искусство поставлено на поток

Не менее предприимчивы интерьерщики, чьи картины хоть и не дороги, но хорошо продаются и всегда востребованы, особенно если художник уже заработал себе имя в профессиональной среде. Самым успешным из них пришлось бы не спать 24 часа в сутки для того, чтобы удовлетворить спрос, если бы не Дафэнь, где другой мой знакомый останавливается на две недели пару раз в год – время тренинга, который он проводит для художников, выполняющих его заказы, говоря другими, словами пишущих картины за него, используя «авторские» характерные мазки, приемы, композиционные решения.

-6

После подобной подготовки поводов для беспокойства нет: получив очередной масштабный заказ от крупной архитектурной дизайн студии из Флориды, ему остается лишь проинструктировать работающих на него художников о деталях цветовых схем, размерах и количестве полотен. Его «плодовитость» не вызывает сомнений у клиентов, а качеству работы доверяют. В частной беседе художник признался, что не видит в происходящем ничего предосудительного: «В конце концов и Да Винчи и Рафаэль, не говоря уже о французских или английских классиках, использовали в своей работе учеников: больше половины известных полотен написано за художников «подмастерьями»! Кроме того я достойно плачу своим мастерам.»

-7

Работа в художественных мастерских Дафэня поставлена на поток, а спрос на умелых рисовальщиков весьма и весьма высок, почти на каждом столбе висят объявления о приеме на работу и время, когда здесь принимали на работу каждого второго деревенского парня, имеющего относительное понятие о рисовании, давно прошло: большинство художников Дафэня имеют высшее художественное образование и являются выпускниками одного из художественных вузов Китая. Несмотря на попытки художников в свободное от выполнение заказов время заниматься собственным творчеством, спрос на авторские работы невысок и если речь заходит о творчестве, чаще всего предпочтут «оригинальную копию», так тут называют работы написанные в стиле Ван Гога или Мане, на оригинальный сюжет: большинство покупателей, особенно из материкового Китая продолжает покупать копии известных картин великих мастеров.

-8

Однако правительство Шэньчжэня надеется на то, что в скором времени картина сможет поменяться и Дафэнь прославит город не только как «мировая фабрика подделок шедевров мировой живописи», а подарит миру художника, чьи картины, возможно, впоследствии станут предметом копий (круговорот всего в природе). Именно с этой целью здесь ежегодно проводятся ярмарки искусства, был построен просторный музей современного искусства Дафэнь, где проводятся международные выставки и экспозиции, а художникам оказывается немалая поддержка в виде льготных цен на аренду студийных помещений.

Инсталляция портрета Моны Лизы, составленная из нескольких сотен холстов
Инсталляция портрета Моны Лизы, составленная из нескольких сотен холстов

Дафэнь не раз становился частью художественных акций китайских и зарубежных художников (например, проект американского художника Christian Jankowski’s “China Painters” или инсталляция “Samples from the Transition-Products” китайца Liu Ding, продемонстрированная во время Второго Триеннале Гуанчжоу), пытавшихся привлечь общественное внимание к этому феномену, который настолько точно отражает современную ситуацию в искусстве, что сам по себе уже стал искусством.

_________________________________________________________________________________________
* красного бойца времен культурной революции

Текст: Балахнова Елена
Фотографии: Нин Хайбо