Записки аналитика бизнеса на полях книги Джуди Вайсман “Времени в обрез. Ускорение жизни при цифровом капитализме”
Довольно много шаманов (тренеров, лекторов и прочих коучей) занимается “экзорцизмом акрасии из филистеров”: изобретают свои методики, ежедневники и прочие эротические игрушки для возбуждения концентрации у непуганых идиотов и повышения эффективности их имитационной деятельности . Результат известен всем: часы подопечных с полшестого в лучшем случае на семь сорок переводятся.
Почему же так всё печально?
Ответ мой “прост”: ни у одного выпускника дворово-уличного университета самоучек по классу экзорцизма нет ни научной, ни философской основы того, чем они занимаются, какую проблему на самом деле пытаются решить.
В моей мифологии (картине мира) для того, чтобы танцевать танцы с бубнами так, чтобы был результат, нужно глубокое понимание того, чем занимаешься, сути этих вещей. А для этого понимания надо: во-первых, мыслить на другом уровне, а во-вторых, дополнительно, обязательно “привлекать” философию. Им вместо света понимания сути путь освещает лунная дорожка их опыта, которое оно почему то называют практикой.
Что значит мыслить на другом уровне?
Приведу пример с маркетингом. Берем книги и пип-шоу нашего №1 - выпускника циркового училища по классу пантомимы. Интересно написано и вроде как все правильно, но начинают люди применять, и как результат - мы видим откровенное “порно”, причем профессионалы сразу видят источник этих “идей и решений”. Но почему так получается, ведь вроде здравые же мысли?
Так то оно так, но только, чтобы применять идеи нужно понимание, откуда и почему, для чего и когда. А такое понимание можно найти не в книгах о маркетинге, а в Библии, книгах по антропологии и искусству, психологии и биологии. Причем не в книгах таких инфо-бизнесменов, а в книгах ученых, нобелевских лауреатов.
Зачем еще и философия нужна?
Философия отличается от экономики и социальных наук не столько умением давать новые ответы на старые вопросы, сколько умением задавать принципиально новые вопросы. Хорошие вопросы - отличительный признак любой хорошей философии. Более того, постановка новых вопросов в философии приводит к созданию новых концепций.
Анализ, который именует себя философией, нужно оценивать по тому, насколько он продвигает наше традиционное мышление за рамки простого принятия или непринятия существующих гипотез.
Для того же понимания сути маркетинга чтение Жана Бодрийяра, по моему мнению, обязательно. И не только его.
Возвращаюсь к книге
Книга Джуди Вайсман “Времени в обрез. Ускорение жизни при цифровом капитализме” даёт возможность взглянуть на проблему тайм менеджмента с еще одной точки зрения - социологической.
Одним из достоинств книги является то, что автор довольно кратко, но не теряя сути, излагает идеи и мысли большого числа книг об использовании времени. Уверен, что тем, кто занимается этим вопросом профессионально (=вешает лапшу за деньги) этот список литературы будет полезен, хотя бы для того, чтобы иногда цитировать :-) .
Книга заставляет посмотреть на проблему под другим углом на проблему: не о количестве (времени, сделанной или не сделанной работы), а о скорости, потоках и ритмах, в которых мы живем.
Очень интересен подход автора к влиянию, точнее взаимосвязи свободного времени и информационно-компьютерных технологий: по сути автор строит модели взаимосвязи по Питеру Сенге (правда не упоминая последнего).
Я рекомендую эту книгу исключительно тем, кто (1) либо учит людей тайм менеджменту, (2) либо имеет широкий кругозор (большую начитанность) и интересуется различными проблемами бизнеса (читай аналитикам бизнеса).
Я не рекомендую книгу тем, у кого “просто” “не хватает ни на что времени”: потратите кучу времени на чтение занудной умной книги без какого либо практического результата - в книге не содержится ни одной рекомендации “бери и делай”.
Недостатки книги вытекают из “образа” автора: феминистка на всю голову с примесью левацкого мировоззрения. К этому надо спокойно относится - это не главное в книге, но читать и думать немного мешало.