Аналитический отдел Platon.asia проводит очевидные параллели
Древняя мудрость о том, что нужно все поменять, чтобы все осталось по-старому, как нельзя лучше подходит к происходящему сегодня в Казахстане, причем почти во всех ключевых сферах жизнедеятельности государства. Нас, конечно, интересуют политический аспект и политические интриги, невидимой сетью раскинувшиеся по стране после смены президента.
Несколько лет назад, когда роль социальных сетей стала очевидной даже для самых дремучих пользователей интернета, возникли вопросы относительно конфликта интересов между журналистами и блогерами, которых только начали подозревать в публикации проплаченных постов (не путать с рекламными). Повышенное внимание, выкрики «Пост проплачен!» по поводу и без и прочие подозрения пали на блогеров, чьим уделом ранее считалось бестолковое собирательство лайков и реклама косметики и ресторанов.
Это стало первой волной оттока не совсем состоявшихся, не слишком удачливых или просто держащих нос по ветру журналистов, уставших мыкаться по редакциям и вкалывать за копейки. Блогерство давало пусть и нестабильные, но в целом более высокие заработки, свободу творчества и целый пакет сопутствующих благ.
После того, как стало понятно, что соцсети становятся более влиятельными, чем забитые и обнищавшие СМИ, от которых стали отворачиваться и уходить в сеть самые верные рекламодатели, к блогерам стали обращаться и для участия в информационных войнах любого характера — будь это слив компромата на политического оппонента, заказной материал для общественного резонанса по какой-то судебной тяжбе или что-то иное. Блогеры, благодаря своей самостоятельности и высокой конкуренции на рынке, стали еще более всеядными, чем традиционные СМИ. У последних же появился жестокий коллективный конкурент, обладающий более совершенным оружием, низкой ценой и чрезвычайной беспринципностью. По сути, блогеры стали поедать мед журналистов, фактически уничтожив последних как класс, а выживших подвергли массовой ассимиляции.
Говорит ли это о том, что именно блогеры стали причиной постепенного вымирания журналистов в Казахстане? Абсолютно нет. Тут как история с тиграми и львами в Индии — многие уверены, что львов вытеснили тигры, а на самом деле тигры всего лишь преследовали их в лесах, куда уцелевшие львы сбегали с открытых пространств, где их нещадно третировали люди. Но в итоге тигры тоже оказались в незавидной роли, оставшись единственным объектом охоты для любителей стрелять, отлавливать и дрессировать больших кошек.
Сегодня, согласно вышеупомянутой мудрости, все поменялось, чтобы не поменялось ничего. СМИ вытеснили из политической жизни, они всего лишь создают новости и публикуют интервью, а все сливки (компромат, инфовойны, лоббирование интересов, скандальные эксклюзивы и т. д.) переливаются в социальные сети. Кажется, блогеры будут жить долго и счастливо, учитывая, что их взять за причинные места гораздо проще, чем авторитетное СМИ, а значит и управлять ими легче. До последнего момента так и было. Но, черт возьми, не дай вам Бог родиться, а тем более работать и творить, в эпоху перемен!
При правлении Нурсултана Назарбаева, особенно в последние годы, не было крупных информационных противостояний, что было продиктовано чрезвычайно жесткой цензурой и намертво затянутыми болтами. Также не было жесткой и долговременной травли какого-либо крупного политика и бизнесмена — вопросы решались наверху без лишнего шума. Если же такие попытки были, они гасились жестко и без церемоний. Классический пример — попытка сайта «Ратель» затравить Зейнуллу Какимжанова. Итог всем известен. Хотя Какимжанов официально давно не во власти.
Сегодня информационное поле, в том числе, и социальные сети, получило существенную разрядку. Болты ослаблены, подпруги припущены. Стремление к открытости и реанимация свободы слова - один из столпов авторитета Токаева перед обществом, один из краеугольных камней его растущего политического авторитета. Это многим игрокам развязало руки и в сеть полились огромные деньги, подпитывающие сразу несколько больших информационных войн. Блогеры оказались в информационно-финансовой ловушке, совершенно не осознавая, что зарабатывая большие и не тяжелые, казалось бы, деньги, они ослабляют свои позиции и лишаются главных преимуществ.
Главные преимущества — это независимость, авторитет перед читателями, что автоматически дает защиту перед карающими органами. То есть, если ты бессовестно топишь кого бы то ни было и это становится очевидным, ты лишаешься иммунитета, поддержки общественным мнением, за тебя не станут писать петиции и через какое-то время, пока аккаунт не будут обновляться, благополучно забудут.
Очевидно, что сегодня в социальных сетях параллельно развязаны несколько информационных войн, в которые втянуты все более или менее известные в стране блогеры, часто эти противостояния между собой связаны, имеют подвойны, одна порождает другую и т.д. Войны эти — и это ключевой момент — долгосрочны, потому что не санкционированы сверху и неконтролируемы.
Сегодня, в первую очередь, бросается в глаза методичная критика акима Алматы Сагинтаева, во-вторую — травля его предшественника Бауыржана Байбека. Выглядит все так, будто они воюют друг с другом, но на самом деле понятно, что это не так. Будь так, ребят бы давно успокоили, значит, в этой многоходовой, многовекторной и уже неконтролируемой заварухе есть несколько третьих лиц.
Впрочем, Бог с ними.
Гораздо более тревожно становится за блогеров, которые ввязались в войну и пока думают, что они реально, своими силами могут убрать какую-то крупную фигуру, призвать ее к ответу или заработать какие-то дивиденды. Эта кратковременная и обманчивая эйфория испарится с первым же, не дай Бог, судебным иском, который будет грозить реальным сроком, первыми вопросами следователей и первыми бессонными ночами. Главное, чтобы осталась возможность вовремя выйти из игры, причем игры чужой.
Журналисты через такое уже проходили. Вот только журналиста защищает СМИ, которому обычно присылают досудебку с требованием об опровержении порочащих сведений. Блогеры — сами по себе.
Такова цена личной свободы.