читать по порядку - здесь
Стенограмма экстренного совещания секретной комиссии «Роскосмоса».
Глава «Роскосмоса» (ГР) – Думаю объяснять причину проведения этого внепланового совещания никому не надо? Анализ событий и свежие данные доложит Сергей Анатольевич (СА).
СА – Коллеги, по хронологии событий. В шестнадцать часов тридцать пять минут по Московскому времени осуществлен старт ракетоносителя «Урал П» со второй частью экипажа экспедиции «Марс наш».
По данным объективного контроля все три ступени носителя отработали в штатном режиме и отстыковались от корабля в расчетное время.
Однако через три секунды после сброса третьей ступени корабль изменил траекторию полета с выходом на расчетную орбиту аварийного возвращения на Землю. Согласно программе действий в такой ситуации «Союз» должен был пойти на посадку на втором витке, но этого не произошло.
В дальнейшем, в течение одиннадцати часов корабль находился на неустойчивой орбите, близкой к аварийной с потерей высоты до километра за виток.
В четыре часа двадцать одну минуту следующего дня он сошел с орбиты и согласно расчетам следует в заданную точку запуска ускорителя, и здесь у нас две проблемы:
Первая – скорость корабля в половину меньше необходимой, чтобы достичь точки «второго» старта до того, как будет полностью израсходован заряд бортовых батарей.
Вторая – в месте «схода» наблюдается появление большого количества неопознанных объектов, затрудняющих визуальное наблюдение за ходом полета.
Согласно мнению экспертной группы произошло столкновение корабля с довольно крупным изделием, идентифицировать которое пока не представилось возможным.
ГР – Иностранный?
СА – Нет, наш, но… В общем, он с двойной маркировкой.
ГР – Понятно, военные секреты, впрочем, это к нашим проблемам отношения не имеет. Продолжайте.
СА – В целом я закончил. В качестве итога могу сказать: мы не знаем, что произошло и как будут развиваться дальнейшие события.
Генерал Тарасов – разведка (ГТр) – Я не понял, он в сторону полетел от удара?
СА – Не исключено, если произошла взрывная разгерметизация, давшая реактивный толчок: но повторю, достоверных данных пока нет.
ГР – Какие предположения по поводу невыполнения программы аварийного возращения?
СА – Разработчик утверждает: отказ невозможен. С высокой долей вероятности экипаж перешел на ручное управление и отключил ее.
ГР – А они могли?
СА – С учетом специфики старта, когда экипаж полностью изолирован от ЦУПа, данный тип кораблей оснастили подобной системой. Командир имеет право взять управление на себя в случае, если посчитает инцидент, не угрожающим жизни людей и не препятствующим продолжению полета.
Главный конструктор КБ «Энергия» (ГкКБ) – Я в свое время был против этого новшества, человек может недооценить критичность ситуации и ошибиться.
ГР – Хорошо, хорошо, но что сделано, то сделано. По существу есть что добавить?
ГкКБ – По существу, мы в глубокой… луже. Если они действительно врезались во что-то, шансов выжить – ноль. С другой стороны не верится мне в силу реактивной тяги от взрывной разгерметизации, а корабль с орбиты сошел, непонятно.
СА – Другого объяснения, кроме как столкновение, факту появления множества объектов в чистой зоне орбиты, нет.
ГР – А сами они могли что-то выбросить за борт?
СА и ГкКБ (одновременно) – Исключено.
ГкКБ – Единственное, что они могли сбросить - это фальшборт или ускоритель.
СА – А это, кстати, мысль. Если предположить, что они отстыковали маскирующий кожух, а в ручном режиме это возможно сделать в любой момент, а тот, в свою очередь, столкнулся с другим объектом, сам корабль мог не пострадать.
ГР – Я правильно понял – шанс, что экипаж жив и продолжает выполнение программы, есть?
ГкКБ – Вопрос - какой это шанс? Лично я судить не берусь.
СА – Поддерживаю.
ГР – Рад вашему единодушию, но ответьте на вопрос: что мне докладывать «Туда»?
СА – Может как есть?
ГР – А что у нас «есть»? Гадание на кофейной гуще? Может живы - может нет, может летят – а может просто улетают обломки… «Он» такие доклады, мягко говоря, недолюбливает.
ГТр – Разрешите?
ГР – Да, кончено.
ГТр – Насколько я разобрался в ситуации они, в любом случае, уже не вернутся. Верно?
ГкКБ – Да, ресурсов не хватит.
ГТр – Сергей Анатольевич, вы в конце доклада сказали – пока нет. То есть получить еще какие-то сведения возможно?
СА – Ориентировочно, через десять часов должны сесть аккумуляторы и тогда экипажу придется развернуть солнечные батареи, такое действие мы заметим…
ГкКБ – но это не даст стопроцентной гарантии, что они живы, баратеи может развернуть автоматика.
ГТр – Понятно, господа, не сочтите меня законченным циником, но может стоит объявить старт удачным?
СА – Через год, полтора, мы получим данные от первой части экипажа… Или от всех…
ГТр – За год столько воды утечет, столько всего успеет поменяться… Подумайте.
ГР – А если они еще и живы…
ГТр – Вот и я о чем, тогда вообще не о чем беспокоиться. Все равно повлиять на ситуацию возможности нет, а устраивать здесь и сейчас лишние разборки…
СА – Не нравится мне это – дурно пахнет, но вынужден признать, в словах генерала присутствует рациональное зерно.
ГкКБ – Вынужден поддержать коллегу.
ГР – Что же, неприятно, но дело дороже. Так и поступим. Еще вопросы есть?
Коммерческий директор проекта (КДП) – Позволите? Благодарю. Пользуясь случаем, раз уж мы все неожиданно собрались, может обсудим некоторые финансовые аспекты?
ГР – Время позволяет, что у вас?
КДП – У нас вновь дефицит на два миллиарда.
СА – Долларов?
КДП – И рублей достаточно, чтобы вызвать нездоровый интерес счетной палаты…
ГкКБ – Господа! Да что же это такое?! Мы же договаривались на этой программе не воровать!
ГР – Кхе-гр-мммм.
ГкКБ – Хорошо, договаривались предельно экономить! И нате вам, сюрприз!
КДП – Как хорошо, что именно вы так искренне возмущены сложившейся ситуацией! Ведь именно на вас из этой суммы приходится один миллиард двести миллионов. Удивлены?
ГкКБ – Я свои расходы знаю, поэтому не удивлен, разве что тем, что вы имеете наглость задавать такие вопросы.
КДП – Не понял, объяснитесь.
ГкКБ – Объясниться? Запросто! Разве не вы были тем «локомотивом» который протащил наш проект в программу импортозамещения?
КДП – Это позволило нам сэкономить миллиарды…
ГТр – Постойте, так вы что, все же стали закупать комплектующие у китайцев?
ГкКБ – А что оставалось делать?! После всех «оптимизаций» в купе с «экономично-эффективным» финансированием своими силами еще бы лет двадцать возились!
ГТр – Дела…
ГР – Товарищ генерал, прошу…
ГТр – Молчу.
ГР – Если китайские товарищи поставили брак, почему не выставили претензии?
ГкКБ – Китайские «товарищи» не поставляли брака, как раз наоборот, все выполнили в поставленные сроки и строго в соответствии с нашим план-заданием.
ГР – Не понимаю.
ГкКБ – Я сразу говорил нельзя брать в работу генерала Файнзильберга! Помните? У меня этот чертов «Колобок» уже в почках, печени и поперек горла!
ГР – Прекратите истерику! все все помнят, но вопрос закрыт. Ближе к сути.
ГкКБ – Я спокоен. Отчего мне быть не спокойным? Подумаешь, по прихоти одного генерала спалили готовой продукции на полмиллиарда рублей. Нет повода для беспокойства…
ГР – Да вы можете нормально объяснить! Что вы тут балаган устраиваете?
ГкКБ – Извините. Вкратце, генерал приказал прогнать все комплектующие и узлы под десятикратной нагрузкой. Десятикратной! При том, что расчетный запас прочности – трехкратный. В итоге половина деталей вышла из строя. Кстати, удивлен что только половина. Я ему – не имеете права, а он – в космосе барахлу не место… А я теперь должен объяснять перерасход средств.
ГР – Так, понятно. С учетом важности проекта - генерал, скорее прав. Насчет средств: в сумму дефицита входят только вышедшие из строя комплектующие?
ГкКБ – Нет, здесь и стоимость их изготовления по новым стандартам. Когда, как вы говорите «товарищи» узнали, что от них требуется, взвинтили цену не как «товарищи», а как настоящие «буржуи». А я теперь крайний.
ГР – В данной ситуации перерасход средств считаю оправданным. Так же полагаю ТАМ войдут в положение и одобрят дофинансирование.
А что с остальной суммой?
КДП – С ней сложнее: растеклась по мелочи по подрядчикам и службам. Вот я справку подготовил, ознакомьтесь.
ГР – Так, полтора миллиона «Строй Сервис Компани» - несущественно. Сорок миллионов… кому-кому? А, ну тут понятно. Семьдесят миллионов… С ума сошли? Нет, на скорую руку такими делами не занимаются, поэтому предлагаю перенести обсуждение финансового вопроса на плановое заседание через три недели. Кто за? Единогласно. По текущей повестке вопросы остались? Нет. Тогда объявляю совещание закрытым, все свободны.
Читать другие посты автора - здесь
читать по порядку - здесь
Подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк (палец вверх)!
Так вы не потеряете канал и поможете другим читателям найти своего автора.