Одной из самых сложных для моего понимания вещей стал норматив по времени выкладки товара из складской телеги и термобокса. Я очень долго не мог понять, откуда взялись эти цифры. Честно пытался им следовать, увы, ничего не вышло.
Стоп-стоп, скажете вы, какой норматив, чего ты вообще несешь?
Объясняю: для нормальной стандартизации и унификации процессов необходимо понимание, сколько времени занимает та или иная часть процесса. Этой цели и служит хронометраж. Тысячи магазинов проверяют, сколько времени займет выложить упаковку пряников на полку, данные консолидируют, усредняют, и на выходе получают среднюю температуру по больнице. Статистика, так сказать, как рабочий инструмент.
И все бы ничего, если бы цифры нормативов были реальными или приближенными к реальности. Нам вменили выставлять одну тележку (считай-половину наполненного поддона) за 18 минут, а один термобокс (поддон) в среднем за 23 минуты. Проверяя реально эти цифры, как ни бился, не смог выставить телегу менее чем за 45 минут. Причем проверяли реальность работы по этим нормативам реально быстрорукие продавцы-безрезультатно. Я лично пробовал тоже-ну никак. Про термобокс с молочно-кислой продукцией я даже вообще не говорю. Какие там могут быть 23 минуты, если в накладной порядка 90 позиций, причем каждую нужно принять по количеству и качеству (срокам годности), выставить на полку, блюдя ротацию (читай - закинуть назад, вглубь полки, чтоб покупатель брал позавчерашнее, выставленное по переднему краю), причем по-хорошему, надо бы еще протереть полочку, перед тем как выставить, ага. Прикинули, сколько времени займет? Вот и я о том же.
На мой взгляд все эти нормативы рождаются так:
1. В головной компании рождается отличная инициативка-измерить время выкладки телеги и соотнести его с количеством продавцов, занятых на выкладке товара с поставки в целях оправдания последующей оптимизации. Спускают распоряжение по магазинам-провести хронометраж.
2. Распоряжение пришло, хронометраж проводится. С учетом того, что некоторые директора магазинов не умеют, вычислять процент от числа, результаты будут те еще. Другая часть директоров берет данные с потолка, потому, что им некогда, и они не понимают, что меньшая цифра хронометража не означает в перспективе-лучше.
Ок. Пусть еще одна часть честно считает, и передает такие данные супервайзерам: 1 тележка/бокс в среднем час.
3. Супервайзер собирает данные. Он умеет в среднее арифметическое (руководитель же среднего звена), и чешет репу, всеж получается 58 минут. "Многовато"-так думает, и чуть уменьшает цифру, отправляя в отчете о кусту начальнику отдела продаж среднее время на одну тележку равное 45 минутам.
4. Начальник отдела продаж видит, что у него в среднем по отделу 45 минут, спрашивает, а сколько у коллег? И, верно, устыдившись своих, якобы реальных, данных отправляет отчет директору филиала с временем на выкладку 35 минут (уменьшил на 10 минут).
5. Директор филиала сводя все в таблицу для директор региона залихватски уменьшает время на одну телегу до 25 минут. Ну а что, нештоль не выставят? Ну!
6. Региональный директор, думая так, дескать где 25 там и 20, отправляет эти 20 минут директору округа.
7. А директора округов, обрабатывая данные рассуждают: "20-это несуразная цифра, скорее всего 18 минут на тележку -похоже на настоящий результат с учетом статистической погрешности, а до 20-это небось, ленивые супервайзеры округлили".
8. В магазины прилетают распоряжения: выставлять тележку за 18 минут. Пробуют. Никак. Развивается комплекс неполноценности и почва для подзатыльников от вышестоящего руководства за невыполнение нормативов.
Это, конечно же, мои личные фантазии. Но по-другому я никак не объясню происхождение столь забавных потогонных нормативов.
Подписыайтесь, делитесь, ставьте лайк