All I wanted to do was to make something beautiful.
На данный момент это последний полнометражный фильм Миядзаки. После его премьеры он заявил об окончании своей карьеры. К счастью, в 2016 году он передумал и уже в 2020 году планирует выпустить свой следующий фильм.
Фильм необычного жанра для автора. По сути, это байопик о японском авиаконструкторе.
Дзиро Хорикоси, талантливый японский инженер в конце 30-ых создал истребитель A6M Zero. Zero это палубный (то есть взлетает с авианосцев) истребитель который по своей маневренности, дальности полёта и огневой мощи на тот момент сильно превосходил самолёты противников. Именно эти самолёты участвовали в атаке на Перл-Харбор.
Сам самолёт так же не случаен и для Миядзаки. Компания его отца поставляла компоненты для этих самолётов, что обеспечивало его семью средствами для обеспеченной жизни.
Летательные аппараты — это особая страсть Миядзаки. Без полётов не обходится практически не один его фильм, а в части из них, почти все события происходят в воздухе (Porco Rosso, Небесный замок Лапута).
Вернемся к фильму. Сам жанр накладывает определенные ограничения который очень необычны для Миядзаки. В отличие от других картин тут известно где и когда происходят события, часть персонажей имеет реальные прототипы и поэтому в фильме привычная мистика оттеснена в мир грез.
И о грёзах. Дзиро тоже влюблен в самолёты, и с радостью бы стал пилотом, но из-за очень плохого зрения может стать только авиаконструктором. В этом один из внутренних конфликтов главного героя. Создавая самолёты, летать на них он может только в своих грёзах. Но именно в них он оказывается по-настоящему свободен, и встречает своего кумира итальянца Капрони.
Местный Капрони мало похож на своего реального прототипа, но это ведь всего лишь грёзы. В фильме он находится в той же ситуации что и Дзиро. В стране с фашистским режимом авиаконструкторы нужны, чтобы строить военные самолёты. Зато в грёзах можно воплощать свои мечты, и летать на этих мечтах, как только вздумается.
Став авиаконструктором в компании Митсубиси, Дзиро так же как и его кумир занимается исключительно военными самолётами. И это ещё один внутренний конфликт героя. Он не одобряет ни милитаризм, ни национализм, ни военные планы Японии по захвату Китая, однако, самолёты, это его настоящая страсть, и ради этого он многим готов пожертвовать.
Показательный момент, когда он прячется в доме своего начальника, когда его разыскивают местные спец службы. Несмотря ни на что, продолжать создавать самолёты для своей страны, даже если эта страна готова обвинить его в шпионаже.
Отдельно стоит упомянуть любовную ветку сюжета. Ведь тут раскрывается ещё один внутреннее противоречие. Герой дважды знакомится с Наоки. Один раз подростком во время реального землетрясения в Японии в 1923 году. Что примечательно, реальному Дзиро в этом году уже 20 лет.
Второй раз вымышленный Дзиро знакомится с Наоки, когда оба стали взрослыми, и Дзиро уже состоявшийся специалист. Вспыхивает взаимная любовь, получают благословление отца невесты и, казалось бы, можно жениться и жить долго и счастливо. Однако, и тут есть два "но".
Во-первых, Дзиро одержим своей работой. Тут хочется вспомнить фильм Whiplash тоже 13 года, где главному герою приходится делать такой же выбор, и там он решает прервать свои отношения ради своей "одержимости". Дзиро же поступает по-другому, пытаясь совместить и работу и отношения вместе. Но даже в самые трудные моменты для Наоки, самолёты остаются на первом месте.
Второе "но", уже большое относится к Миядзаки. Наоко больна туберкулёзом, которым она заразилась от своей матери. Миядзаки, не понаслышке знает, что это такое. Его мать 8 лет боролась с этим же недугом. Думается, что Миядзаки неоднократно бывал в больницах и санаториях, и видел, как люди там живут и борются с этой болезнью
Но у Наоко судьба складывается по-другому. Побыв несколько месяцев по настоящему счастливой, рядом со своим возлюбленным, она решает покинуть Дзиро, дабы он не видел ужасы терминальной стадии болезни, и запомнил её именно такой – счастливой. У Дзиро из вселенной Миядзаки не может быть другой влюбленности. Он сделал свой выбор, и его самолёты летают, а с близкими будь что будет.
В 1945 году Япония подвергается массированным бомбардировкам со стороны США. На этом завершается война для Японии, и Миядзаки завершает свой фильм. Тот самолёт, в который Дзиро вложил свою душу не смог устоять против окрепшего ветра суровой действительности.
История заканчивается так же, как и началась. Дзиро встречается с Капрони. В том месте, где они всегда мечтали. И в том месте, где сейчас всё выглядит как "земля мертвых". Война проигранная, любовь потеряна. Все чему была посвященная жизнь было унесено ветром оставив всего лишь горькое послевкусие.
Мне кажется, что свой Magnum Opus Миядзаки сделал больше о себе, о том, что такое творчество, о своём отношении к явлениям как в своей жизни так и в современном мире. И о том, что со всем этим можно сделать, а что уже нельзя.
P.S. Отдельно хотелось бы рассказать о сестре Дзиро – Каё, и о его начальнике – Курокаве, и лучшем друге – Киро. Но это видимо в другой раз.