Защищённый стационарный пусковой комплекс ракет Фау-2 в Визерне («купол Визерне», объект SCHOTTERWERK NORDWEST)
Разгром ракетного комплекса в Ваттоне вынудил инженеров «организации Тодта» пересмотреть подход к строительству крупных железобетонных сооружений, находящихся в радиусе действия союзной авиации. Обычные методы строительства – рытьё котлована, возведение сооружения и последующая засыпка его грунтом оказались слишком уязвимы для непрерывных бомбардировок.
Инженеры предложили новую схему строительства подобных объектов. В первую очередь возводился гигантский железобетонный купол, способный накрыть стройплощадку от бомбардировок. Дальнейшая выемка грунта, строительство сооружений и монтирование оборудования уже производилась под защитой мощного бетонного перекрытия.
В качестве места строительства был выбран заброшенный карьер поблизости от деревни Визерне (департамент Па-де-Кале). Возведение объекта получило высокий приоритет и велось, в основном, силами «организации Тодта». На строительстве бункера в разное время было задействовано до 1,5 тыс. мобилизованных немецких рабочих.
Строительство подземного комплекса началось в ноябре 1943 г. На холме, близ карьера, был возведён гигантский железобетонный купол толщиной 5,1 метр, диаметром 71 метр и весом 55 тыс. тонн. Грандиозное сооружение возводилось непосредственно на поверхности земли. Уже под его защитой производилась выемка грунта для размещения ракетного комплекса. В процессе проведения работ конструкция купола была усилена «противобомбовой юбкой». Железобетонное кольцо шириной 14 метров и толщиной 2 метра препятствовало поражению грунта у краёв купола, чем защищало конструкцию от обрушения. На вершине холма рядом с куполом было возведено кубическое бетонное сооружение, обеспечивавшее защиту выходов вентиляционных шахт. Работа с ракетным топливом в бункере требовала хорошей вентиляции - смесь паров этанола с воздухом и летучий кислород были крайне взрывоопасны.
В восточной части комплекса была размещена подземная железнодорожная станция, полукольцом охватывающая купол. К ней, по подземному тоннелю, получившему название «Ида», подходила железнодорожная ветка, соединённая за пределами объекта с основной железнодорожной сетью карьера, что позволяло не задерживать эшелоны для разворота. Ракеты, боеголовки и топливо сгружались на станции и по тоннелям «Матильда» и «Хьюго» доставлялись под купол. Оба тоннеля имели боковые ответвления для хранения десятков ракет ожидающих запуска.
Непосредственно под куполом располагался огромный восьмигранный сборочный зал, диаметром 41 метр и высотой 33 метра, разделённый на несколько горизонтальных ярусов. Зал служил для сборки изделий, проведения предстартовой подготовки, заправки ракет горючим и жидким кислородом. На верхнем ярусе зала был размещён кислородный завод.
С западной стороны к сборочному залу примыкали тоннели «Густав» и «Гретхен» высотой в 17 метров и шириной 4 метра каждый. При необходимости галереи могли перекрываться взрывонепроницаемыми воротами весом около 100 тонн. По высоким тоннелям заправленные ракеты доставлялись на стартовые позиции, размещённые в карьере. Стартовый стол представлял собой четырёхугольную бетонированную площадку, с конусом-газоотражателем посередине (диаметр конуса 5 метров). Стационарный пусковой комплекс должен был обеспечить темп стрельбы 30-50 ракет в сутки.
Союзная разведка зафиксировала активность в Визерне ещё в августе 1943 года, однако немцы мастерски применяли маскировку и строительство купола было выявлено высотным разведчиком только в январе 1944 года. На основе изучения аэрофотоснимков английские дешифровальщики предположили, что объект связан с немецкой ракетной программой, а наиболее вероятным назначением купола может быть запуск ракет в сторону Лондона.
В ходе развёрнутой английским командованием авиационной кампании по противодействию немецкому ракетному наступлению, «купол Визерне» с марта по июль 1944 года подвергся в общей сложности 16 воздушным налётам с задействованием более 800 бомбардировщиков. На объект было сброшено более 4 тыс. тонн бомб. Деревня Визерне была стёрта с лица земли, а окружающая местность стала походить на лунный пейзаж. Однако замаскированное и сравнительно небольшое сооружение оказалось слишком сложной целью для высотного бомбометания. За время бомбардировок было зафиксировано лишь одно попадание в купол, но и оно не нанесло значительного ущерба. Защищённая перекрытием стройплощадка практически не получила урона от воздушных атак.
В июне-июле 1944 года союзники сменили тактику и провели серию налётов с помощью 5,5 - тонных сейсмических бомб «Толлбой». Сброс боеприпаса производился с высоты около 8 тыс. метров, после чего бомба разгонялась до сверхзвуковой скорости, пробивала грунт на глубину до 30 метров и взрывалась, производя эффект искусственного землетрясения. Детонация «Толлбоев» практически сравняла с землёй строительную площадку. Одна из бомб угодила в склон холма рядом с куполом, вызвав грандиозный обвал в галереях «Густав» и «Гретхен». Сам купол не пострадал, но взрывы бомб вызвали разрушение «защитной юбки», частично обрушившейся в карьер. От близких разрывов бомб нарушилась прочность сооружения. Строительная площадка подверглась постоянным оползням, а тоннели многочисленным обвалам. Полученные в ходе бомбардировок разрушения были настолько сильны, что продолжение работ было признано бессмысленным.
Тем не менее, обследования объекта показали, что бункер ещё можно использовать для размещения кислородного завода, в целях снабжения топливом мобильных комплексов Фау-2. Высадка союзников на пляжах Нормандии поставила крест и на этих планах.
Практически полное уничтожение бункеров в Ваттоне и Визерне убедило самых твердолобых сторонников строительства защищённых стационарных пусковых комплексов Фау-2 в несостоятельности концепции. Хотя следует и признать, что оригинальная идея с куполом в целом оправдала ожидания разработчиков - защищённая от бомбардировок стройплощадка поначалу практически не получала урона от вражеских атак. Тем не менее, от строительства третьего бункера в Экердревиле (объект VOLKELLER CHERBOURG) немцы отказались, приспособив позицию для пуска крылатых ракет Фау-1.
Основными причинами уничтожения объектов стали:
- активное противодействие союзников немецкой ракетной программе, ещё на стадии её разработки, с опорой на возросшую мощь авиации и применение новых видов вооружений (бомбы «Толлбой»);
- ограниченный радиус действия ракет Фау-2 в результате чего объекты с начала возведения находились в зоне эффективного поражения союзной авиации;
- стремительная деградация «Люфтваффе», выразившаяся в неспособности обеспечить надёжную противовоздушную защиту стационарных пусковых комплексов.
Отказ от строительства «ракетных бункеров», потребовал от немецкого командования кардинального пересмотра планов боевого применения ракетного оружия, что привело к более широкому использованию подвижных пусковых комплексов Фау-2 действовавших с позиций полевого типа.
Друзья! В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о Второй Мировой войне:
РАКЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ III РЕЙХА. "БУНКЕР ЭПЕРЛЕК"
ПРИБОРЫ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ В ВЕРМАХТЕ
ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ ЛЮФТВАФФЕ. ОПЕРАЦИЯ "БОДЕНПЛАТТЕ"
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ
ВЕРМАХТ. ОТ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ К ЛОШАДИ И ВЕЛОСИПЕДУ
КАК НЕМЦЫ ДРУГ У ДРУГА ТАНКИ ВОРОВАЛИ
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.