Найти в Дзене

А в России звучит по-иному! Судьба западных хитов в СССР. Часть 2

Оглавление

Музыкальная история порой выписывает неожиданные кульбиты. Некоторые мелодии с "загнивающего Запада" получили в СССР новую жизнь и, в конечном итоге, послужили саундтреком для своей эпохи. Первую часть читайте здесь.

Борец за права трудящихся
Борец за права трудящихся

Tennessee Ernie Ford. Sixteen Tons (1956)

Отец звезды кантри Мерла Трэвиса работал на угольной шахте, так что когда Мерл писал песню "Шестнадцать тонн", он воспользовался отцовскими сетованиями на тяжелую и бесперспективную работу: "Ты грузишь шестнадцать тонн, и что ты получаешь? Становишься на день старше и тонешь в долгах. Святой Петр, не зови меня, я не могу прийти: я должен душу магазину компании!" У Трэвиса начались крупные неприятности в связи с антикоммунистической истерией в Штатах, где каждая песня о правах рабочих воспринималась как подрывная. Но когда популярный певец Эрни Форд спел "Шестнадцать тонн" в своем телешоу, реакция публики была настолько восторженной, что песню выпустили в виде отдельной пластинки. Успешная песня докатилась и до СССР, правда, в исполнении The Platters. Наши люди переделали текст песни в историю об американской агрессии: "А в бомболюках тяжелый груз! "Летите, мальчики, бомбить Союз!" Взревели турбины в унисон, а в каждой бомбе по шестнадцать тонн!"

Гламур как норма жизни
Гламур как норма жизни

ABBA. Dancing Queen (1976)

Для жителей СССР шведский квартет, в который входили два мужика, а также "черненькая" и "беленькая" вокалистки, был первым западным ансамблем, который можно любить легально. По рукам ходили тонны пластинок, плакаты с улыбающимися шведами в блестящих костюмах украшали стены, в парикмахерских вовсю делались прически "под ABBA". И конечно, отовсюду звучала "Танцующая королева", евродиско-хит, который сочинили Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Квинтэссенция поп-хита: песня сладкая, как сахар, ритмичная, богато аранжированная, с запоминающейся мелодией и простыми словами, прославляющими молодость и простые радости жизни. В конце концов, что может быть более жизнеутверждающим, чем молодая девушка, танцующая вечером пятницы?

Джазмен в мире хип-хопа
Джазмен в мире хип-хопа

Herbie Hancock. Rockit (1983)

Джазовый мудрец мог поддать жару. Пианист Херби Хэнкок давно был известен неортодоксальными музыкальными вкусами, а в 1980-е успешно оседлал волну новой музыки. На пару с продюсером Биллом Ласвеллом он представил публике свою версию хип-хопа в виде фантастической темы "Rockit", записанной в нескольких студиях. Сингл, напичканный виртуозными скретчами и другими вертушечными технологиями, неожиданно прославился в Англии, но при неуспехе в США он стал андерграундным хитом для нарождающегося племени танцоров брейка. Трек прекрасно известен и в России. Сначала эта музыка сопровождала показ лучших голов чемпионата СССР по футболу в передаче "Футбольное обозрение", а потом под нее же молодежь танцевала брейк в фильме "Курьер" Карена Шахназарова. Выглядело это так: