Нынешняя система изживет себя через 5-7 лет
Что будет с Казахстаном во время и после правления Касым-Жомарта Токаева? Какие изменения нужны казахстанскому обществу и какие политические реформы станут благом для страны? Почему представители разных этнических групп придерживаются «правых» взглядов? На эти и другие вопросы Platon.asia отвечает известный казахстанский политолог Ислам Кураев.
- После того, как президент Токаев самолично приехал успокаивать жителей Арыса, многие поверили в то, что в стране наступает новая эпоха взаимоотношений «президент-общество». Что вы думаете по этому поводу?
- Не согласен с такой мыслью, в силу того, что политическая оттепель наступает с реформации основных политических институтов, усиления законов и Конституции, то есть, стране для начала нужно встать на пути демократизации. Случившееся в Арысе — ЧП, и если бы президент не среагировал должным образом, могли бы быть последствия, ведь рейтинги у власти не такие уж хорошие. Называется одним выстрелом убить двух зайцев. На самом деле так и случилось. После того, как Токаев приехал в Шымкент и выступил перед жителями Арыса, то тут даже самые ярые критики похвалили его за этот жест. Однако, это стандартный ход политтехнологов. А президент должен быть с народом, это его прямые обязанности. Все остальные проблемы и вопросы остались.
- Есть ли надежда на то, что президент в итоге будет вести самостоятельную политику? Есть ли для этого предпосылки?
- Задаете очень неудобные вопросы, у меня прям ситуация как из «Гарри Поттера», когда есть тот человек, о котором нельзя говорить. На самом деле, все исключительно просто: глава Совета безопасности, то есть Нурсултан Назарбаев имеет более широкие полномочия, чем даже действующий президент. Относительно Кремля и поддержке со стороны, многих по факту устраивает, что происходит у нас, устраивает действующий режим. Вопрос лишь в том, что Запад недоволен, но при этом и сделать ничего не может. Система сама себя уничтожит, на это нужно время, думаю, что вопрос решится в течение в 5-7 лет, события этого года тому подтверждение. Система дает сбой.
- Будут ли при Токаеве проведены политические реформы и переход к президентско-парламентской республике?
- Нынешняя система - это вообще новый формат, такого в истории человечества еще не было, если мне память не изменяет. На самом деле, у нас иерархия власти или же призма власти выглядит следующим образом: Глава СБ, Президент, Парламент (Сенат, потом Мажилис). Согласно той же Конституции, у нас система в теории и так президентско-парламентская, но на практике нет. Сильная власть президента выражена тем, что Мажилис не имеет силу, так как Сенат внутри парламента является более сильной структурой. Сенат по факту нужен для сдерживания Мажилиса. Для того чтобы понять суть сказанного мною, требуется посмотреть на Казахстан с 1991 года по 1995, то есть до принятия новой Конституции РК.
- Будут ли в Казахстане даны послабления СМИ и социальным сетям?
- В нынешних условиях это невозможно. Хотя социальные сети и так стали рупором, даже гласом народа. СМИ же заставляют желать лучшего, ведь половина из них получают государственные заказы. Пару лет назад мною была выдвинута инициатива, дабы каждое СМИ или газета, когда выполняла заказ, писала об этом: типа, «статья опубликована за счет государственного заказа». Это бы дало какой-то эффект на пути к так называемой свободе слова.
- Как бы вы оценили дальнейшие политические перспективы Амиржана Косанова?
- Косанов? Забудьте о нем, это политический труп. Изначально, как и предполагалось, его целью было завлечь на выборы как можно больше людей из числа так называемой оппозиции. Хотя «оппозиция» - слишком громко сказано, точнее — это люди, недовольные властью. Но эффект удивил всех - на самом деле с такими результатами Косанов мог реально претендовать на пост президента. Единственная ошибка власти во всем этом, прям даже сравню, похожа на последнюю серию «Игры Престолов». Тут аналогично не дотянули ребята. Косанов прогорел, когда признал результаты выборов после того как экзит-поллы заявили о результатах. Это был реальный прокол. Но видимо, политтехнологи боялись непредсказуемых действий со стороны Косанова. Однако, тот «слился».
- Какие партии нужны Казахстану в данный момент и кто является реальным авторитетом среди так называемых оппозиционных деятелей?
- У нас есть партии? Думаю, что нет! Все имеющиеся - это филиалы «Нур Отана». Реальной силой сейчас является молодежь, оппозиция старого поколения дискредитировала себя, лимит доверия закончился. На политическую арену скоро выйдут правые и право-центристские движения, они уже доминируют, возможна вариация как право-либеральных, так и право-консерваторских. И тут вопрос даже не в национальности. Подобных взглядов придерживаются и другие этнические группы, многие связывают свое будущее с Казахстаном, учат казахский язык, считают себя патриотами своей родины. И это не просто слова, это уже проявляется на практике.
Аналитический отдел Platon.asia