Автор рецензии - Филипп Хорват
На самом деле, сложновато писать рецензию на роман-самоочевидность. А я всё-таки думаю, что Сенчин свой «Дождь в Париже» задумывал именно в качестве явной самоочевидности. Тематической, символической, жанровой вообще.
Ну, правда: главный герой, 40-летний, никакими талантами не блещущий мужик из тувинской провинции, будет постанывать от остро напавшего кризиса среднего возраста. Спасибо, кэп.
Поехавший в Париж 40-летний, никакими талантами не блещущий мужик из тувинской провинции, будет настолько сильно стонать в припадке кризиса среднего возраста, что Парижа-то этого не увидит, он из гостиничного номера выберется раза три-четыре. Спасибо, кэп.
Поехавший в Париж 40-летний, никакими талантами не блещущий мужик из тувинской провинции, в припадке кризиса среднего возраста будет плыть по волнам ностальгии и никуда из неё так и не выплывет (получается роман без чётко определённого финала). Еще раз – спасибо кэп.
Сенчин – опытный, уверенный в себе писатель, – сознательно используя этот стандартный набор клише, всё же не сумел из них выстроить что-то интересное, цепляющее по-настоящему. В книге есть хорошие, цветные картинки-истории из времён молодости лирического героя, Андрея Топкина. Есть острые, хорошо прорисованные зарисовки о национальной проблематике и о до сих пор спящем, латентном сепаратизме тувинцев. Но в общее романное русло эти отдельные ручейки-истории так и не стекаются: «Дождь в Париже» оставляет послевкусие какой-то недоделанности, незавершённости с неизменно при этом маячащим вопросом – «Ну и что?».
Отдельного внимания, наверное, заслуживает тема неудачных любовных отношений этого самого Топкина с тремя бывшими жёнами. Вот именно эта тема могла бы, имхо, вывести роман к общему знаменателю, если бы Сенчин чуть-чуть поменял угол зрения и, вместо того чтобы топить Топкина (а?! каково? Ай да Сенчин, ай да сукин сын) в чёрных водах меланхолии, просто бы попробовал поразмышлять – а почему некоторым женщинам не по пути в лодке с плывущим по течению жизни супер-обыкновенным человеком? Ну и чисто технически меня позабавили некоторые сенчинские обороты как раз в историях между эМ и Жо: «членчик», «ущельеце между ног», «выплеснулось семя» – такое захочешь и специально ведь не придумаешь (но вообще-то в серьёзном, а не, скажем, в пародийном романе это моветон).
В целом, прочитал я «Дождь в Париже» и прочитал. А перечитывать не буду. Скучно потому что.
Хотите читать больше интересных авторских заметок о литературе, книгах и кино, а также следить за процессом покорения писательского русского мира? Тогда подписывайтесь на мой канал в телеграме – the TXT. Там самый сок, котики и дрыген-ролл.