С вами Ольга, логопед и многомама, сейчас я рассказываю о вальдорфском детском саде, а прямо сейчас - все ещё о первой половине дня в детском саду, которая вмещает в себя так много...
Обязательные составляющая режима, или ритма дня в вальдорфских садах - сказка и так называемый райген. И эти две составляющие вызывают у меня полный восторг как у логопеда. Тексты райгенов я собираю и использую в практике, а с помощью сказок "раскачиваю" на речь неговорящих детей.
Начну со сказки. Сказку дети слушают обычно после того, как пришли с прогулки, перед обедом. Сказка совершенно обычная народная или авторская. Есть некоторое количество специфических вальдорфских сказок, приуроченных обычно к какому-то празднику, но их не так много.
Необычна, так сказать, презентация этих сказок. Они не читаются, и не рассказываются, а показываются с помощью фигурок из ткани или дерева.
И именно такая деятельность, как во всем вальдорфе, наиболее созвучна природе ребенка. Ну а с точки зрения логопедии - вообще безупречно. Глаза взрослого устремлены не в книгу, а на детей - ребенок видит эмоции и артикуляцию, неосознанно их считывает. Плюс считывает интонацию, учась правильно интонировать сам. А ведь это тоже одна из сторон речи. И можно её развивать скучно и нудно, а можно так - сказочно.
Теперь про райген. В переводе на русский звучит привычно и банально - хоровод. Но перевод неточен. От хоровода в райгене, по сути, лишь расположение участников по кругу.
Это ежедневная речевая ритмическая игра, в которой дети вместе с садовницей проигрывают и проговаривают игровой сюжет, представленный в виде стихотворения, песни или образно-ритмической прозы.
Дети воспооизводят определенные движения-жесты, иллюстрирующие содержание действия, ритмически двигаются, демонстрируя движением и позой соответствующие сюжету образы.
Например:
ЛЕСУ
Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь… (дети идут по кругу, косолапя, как мишки)
Стужа,
стужа
на носу —
Очень холодно в лесу! (Изображают холод)
Лес почти совсем раздет:
Ни гнезда,
ни птицы нет. (Разводят руками)
Только ветер стонет, стонет,
По тропинкам листья гонит,
То туда,
То сюда. (Соответствующее движение - и так далее - придумайте движения сами, к этому стихотворению - элементарно)
Стал на цыпочки медведь,
Лапы вытянул медведь:
— Ветер, ветер, не свисти!
Тучей снежной налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши!
Ветер веет,
веет,
веет,
Теплым снегом сеет,
сеет…
Пух да пух —
Бело вокруг,
Сразу тихо-тихо стало,
Снег лежит, как одеяло,
Вечер на небо упал…
А куда ж медведь пропал?
Кончились тревоги —
Спит в своей берлоге.
Я не буду вас "грузить" смыслами, которые вкладывают в райген вальдорфские педагоги, а конце концов я не они. Я логопед, и что я вижу. Во-первых, сопровождение движением помогает ребенку гораздо лучше воспринять и запомнить поэтический текст. Через собственное тело и собственное движение понять значение новых слов - как это, веет? А вот так! Уловить и запомнить метафоры и образы - снег лежит, как одеяло... А вот так и лежит, как мы показали!
И во-вторых - речь с движением. Речедвигательная деятельность. Логопедам не нужно объяснять. Не специалисты же - просто поверьте на слово. Это - лучший способ сделать речь ребенка свободной, мелодичной, непринуждённой, синхронизировать речь и дыхание, профилактировать и скорректировать многие проявления речевых нарушений.
Между делом так. В деятельности, естественной и приятной для ребенка.