Найти тему
Изучаю людей

Сказочная логопедия. Или как детский сад способен заменить логопеда.

С вами Ольга, логопед и многомама, сейчас я рассказываю о вальдорфском детском саде, а прямо сейчас - все ещё о первой половине дня в детском саду, которая вмещает в себя так много...

Обязательные составляющая режима, или ритма дня в вальдорфских садах - сказка и так называемый райген. И эти две составляющие вызывают у меня полный восторг как у логопеда. Тексты райгенов я собираю и использую в практике, а с помощью сказок "раскачиваю" на речь неговорящих детей.

Начну со сказки. Сказку дети слушают обычно после того, как пришли с прогулки, перед обедом. Сказка совершенно обычная народная или авторская. Есть некоторое количество специфических вальдорфских сказок, приуроченных обычно к какому-то празднику, но их не так много.

Необычна, так сказать, презентация этих сказок. Они не читаются, и не рассказываются, а показываются с помощью фигурок из ткани или дерева.
-2

И именно такая деятельность, как во всем вальдорфе, наиболее созвучна природе ребенка. Ну а с точки зрения логопедии - вообще безупречно. Глаза взрослого устремлены не в книгу, а на детей - ребенок видит эмоции и артикуляцию, неосознанно их считывает. Плюс считывает интонацию, учась правильно интонировать сам. А ведь это тоже одна из сторон речи. И можно её развивать скучно и нудно, а можно так - сказочно.

Теперь про райген. В переводе на русский звучит привычно и банально - хоровод. Но перевод неточен. От хоровода в райгене, по сути, лишь расположение участников по кругу.

Это ежедневная речевая ритмическая игра, в которой дети вместе с садовницей проигрывают и проговаривают игровой сюжет, представленный в виде стихотворения, песни или образно-ритмической прозы.

Дети воспооизводят определенные движения-жесты, иллюстрирующие содержание действия, ритмически двигаются, демонстрируя движением и позой соответствующие сюжету образы. 

Например:

ЛЕСУ

Ходит по лесу медведь,

Бродит по лесу медведь… (дети идут по кругу, косолапя, как мишки)

Стужа, 

стужа

на носу —

Очень холодно в лесу! (Изображают холод)

Лес почти совсем раздет:

Ни гнезда,

ни птицы нет. (Разводят руками)

Только ветер стонет, стонет,

По тропинкам листья гонит,

То туда,

То сюда. (Соответствующее движение - и так далее - придумайте движения сами, к этому стихотворению - элементарно)

Стал на цыпочки медведь,

Лапы вытянул медведь:

— Ветер, ветер, не свисти!

Тучей снежной налети!

Все деревья запуши,

Все кусты запороши!

Ветер веет, 

веет,

веет,

Теплым снегом сеет, 

сеет…

Пух да пух — 

Бело вокруг,

Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло,

Вечер на небо упал…

А куда ж медведь пропал?

Кончились тревоги —

Спит в своей берлоге.

Я не буду вас "грузить" смыслами, которые вкладывают в райген вальдорфские педагоги, а конце концов я не они. Я логопед, и что я вижу. Во-первых, сопровождение движением помогает ребенку гораздо лучше воспринять и запомнить поэтический текст. Через собственное тело и собственное движение понять значение новых слов - как это, веет? А вот так! Уловить и запомнить метафоры и образы - снег лежит, как одеяло... А вот так и лежит, как мы показали!

И во-вторых - речь с движением. Речедвигательная деятельность. Логопедам не нужно объяснять. Не специалисты же - просто поверьте на слово. Это - лучший способ сделать речь ребенка свободной, мелодичной, непринуждённой, синхронизировать речь и дыхание, профилактировать и скорректировать многие проявления речевых нарушений.

Между делом так. В деятельности, естественной и приятной для ребенка.