Новый доклад Межправительственной группы ООН показывает, как наше злоупотребление ресурсами Земли ведет человечество к экологической катастрофе.
Межправительственная группа ООН предоставила еще один разгромный доклад о климатических изменениях. На этот раз речь шла о том, что эксплуатация земли человеком влечет за собой климатические изменения. Главный вывод доклада заключается в том, что извлечение полезных ископаемых на используемых территориях — это недостаточная мера для минимизации ущерба природе. Людям необходимо в корне изменить отношение к этому вопросу, чтобы появился шанс на спасение.
Мера по извлечению полезных ископаемых недостаточна, потому что она не исправляет систему, пагубную по своей сути. В упомянутом отчете приводится количественная оценка того, как наше злоупотребление землей — вырубка лесов, промышленное сельское хозяйство, осушение торфяников — способствует изменению климата, и как это изменение усугубляет деградацию почвы во всем мире. Это замкнутый круг, который человечеству необходимо разорвать как можно быстрее.
Например, возьмем наше нездоровое отношение к мясу. В последние десятилетия спрос на него резко вырос, отчасти потому, что растущие экономики по всему миру переводят людей из бедного класса в средний. Высокий спрос приводит к увеличению территории вырубки деревьев в целях обеспечения пастбище для скота, а это в свою очередь становится причиной обезлесения. А чем меньше деревьев, тем больше углекислого газа задерживается в атмосфере. Поставки продовольствия тоже увеличивает выбросы углерода, да и сами животные выделяют чрезвычайно много метана, создающего парниковый эффект.
Растениеводство тоже сопряжено с рядом проблем. Азотные удобрения, которые сильно повысили урожайность в последнее время, влияют на экологию. Азот попадает в реки, озера и океаны, что приводит к цветению водорослей, которые убивают рыбу и блокируют попадание солнечного света на водные растения — еще один удар по поглощению углерода в воздухе. На суше избыток азота полезен сельскохозяйственным культурам, которые легко его усваивают, но другие растения с ним не справляются. Местная растительность вымирает, и ландшафт лишается биологического разнообразия. Все это также становится причиной удержания углекислого газа.
Выбросы, которые поступают от промышленного развития сельского хозяйства — машинное производство, упаковка, транспортировка — приносят еще больше ущерба экологии, что, в свою очередь, сказывается и на урожае. Жара губит посевы, сильные ливни размывают поля, а растущий уровень моря разрушает сельскохозяйственные угодья. Эрозия почв на полях в сто раз превышает скорость образования новой почвы. Чтобы остановить это, в докладе предлагается стимулировать рост покровных культур, которые спасут поля от ливневых дождей. Однако все эти проблемы указывают на то, что продовольственные системы становятся все более небезопасными.
Проблема не только в еде — изменение климата влияет на саму природу Земли. По мере того, как планета нагревается, меняются погодные условия: озера и реки высыхают, начинается опустынивание. Подобные явления, предупреждает доклад, создают еще одну «петлю обратной связи»: сухая почва усиливает жару. Процесс урбанизации усугубляет положение, создавая эффект «теплового острова» — города поглощают солнечную энергию в течение дня и медленно выделяют ее ночью, нагревая воздух. В сочетании с более интенсивными тепловыми волнами, как та, что обрушилась на Европу этим летом, создается серьезная угроза для городского населения. Эффект «теплового острова» также может усилить ливневые дожди как по городу, так и по его окраинам с подветренной стороны.
Кроме того, отсутствие стабильной ситуации с водой представляет угрозу для всех нас. Растительность, гибнущая от обезвоживания, не может бороться с углеродом, поэтому в отчете содержится предупреждение о том, что мы должны обратить особое внимание на орошение засушливых земель. Меняется характер осадков, зачастую крайне значительно. Например, в Южной Калифорнии в ближайшие годы стоит ожидать меньше штормов, но каждый из них будет гораздо сильнее. Поэтому Лос-Анджелес готовится к строительству сети водохранилищ, чтобы использовать дождевую воду в случае нужды.
«Продолжительные засухи привели к локальным коллапсам населения, включая целые цивилизации», — говорит Майкл Кипарски, директор института водных ресурсов Уилера в Калифорнийском университете в Брекли (который не участвовал в отчете). «Так что эта проблема — не миф, а историческая данность». В современной глобальной экономике «климатические беженцы» могут найти помощь извне. Но крупномасштабные миграции также могут спровоцировать конфликты. «Мир — многолюдное место, — добавляет Кипарски. — И места с доступной землей и водой в основном уже заселены. Скорее всего, климатические нарушения приведут к нарушениям социальным».
Эффект секвестрации (отделения, обособления – прим. ред.) особенно сильно проявляется в торфяниках, поскольку торф является верхним слоем медленно разлагающегося органического вещества (впоследствии становящегося углем), которое накапливает углерод в течение тысячелетий. Но люди осушали торфяники, заменяя их городами или полями для сельскохозяйственных культур. Торфяники также высыхают в Арктике, которая прогревается в два раза быстрее, чем остальные части планеты. В сухом виде торф становится топливом для лесных пожаров, и при горении он выделяет колоссальное количество углерода, который высушивает все больше торфяных болот, делая такие пожары настоящей катастрофой. Это еще одна разрушительная петля обратной связи между землей и климатом.
Лесные пожары подвергают опасности жизнь местного населения. Например, в Калифорнии изменение климата способствовало засушливой осени, в это время сезонные ветры пронизывают весь штат. В прошлом году они раздули пожар, который разгорался в направлении города с населением в 30 000 человек с такой скоростью, что многие не успели спастись. 85 человек погибло, почти 20 000 домов было разрушено.
Теперь вопрос: что же делать с такой сложной проблемой, затрагивающей каждый квадратный сантиметр нашей планеты? Что касается продуктов питания — здесь технологии, безусловно, могут помочь. Качественная система охлаждения и упаковки в развитых странах продлевает срок годности пищи, сокращая количество отходов. Генно-модифицированные агрокультуры могут приспособиться к более жаркому и сухому климату. Есть шанс повысить урожайность, чтобы фермеры могли использовать меньше земли для производства того же количества продуктов.
Альтернативные варианты белка, например, выращенное в лаборатории мясо или мясо на растительной основе могут хотя бы частично отучить развитый мир от выращивания домашнего скота. Может помочь даже относительно простое решение — кормление крупного рогатого скота водорослями, чтобы сократить объем выбросов метана (почти половина объёма производимого метана приходится на сельскохозяйственную деятельность). «Чем больше мы сможем оптимизировать корм для коров, тем меньше ущерба нанесем экологии», — говорит Гейб Йоутси, директор по инновациям в отделе сельского хозяйства и природных ресурсов Калифорнийского университета.
Но все эти идеи необходимо применять в больших масштабах, чтобы повлиять на изменение климата и восстановить безопасность продовольственной системы, которая поддерживает жизнь человека.
В отчете изложены научно обоснованные варианты того, как избежать грядущего столкновения между производством продуктов питания для человека и климатом. Например, восстановление торфяников в тропиках не составит труда. Можно повысить их потенциал поглощения углекислого газа — это вернет биоразнообразие в богатые торфом регионы, что также скажется на туризме. А кампании по посадке деревьев помогут восстановить земли, в которых было прекращено ведение сельского хозяйства.
Если все сделать правильно, то промышленность не повредит пока еще здоровым лесам. В Бразилии исследователи помогают местным жителям перейти от скотоводства к выращиванию какао-бобов, которые могут расти в тенистой части лесов. Исследования показали, что такая мера может существенно увеличить биологическое разнообразие и улучшить качество почвы. Все выигрывают: люди продолжают зарабатывать на жизнь, живые организмы не теряют свой дом, а леса продолжают поглощать углерод.
Выбросив огромное количество углекислого газа в атмосферу, мы обеспечили растения неочищенным топливом для роста, и они будут поглощать его. «Но главный вывод отчета заключается в том, что этот дар природы ограничен», — говорит Луи Вершот, ведущий автор отчета. «Это не будет продолжаться вечно. Если мы будем продолжать разрушать экосистемы, изменять природу под себя, вырубать леса, мы уничтожим плодородный слой земли, потеряем эту природную субсидию, которая частично защищает нас от самих себя».
Ситуация усложняется, когда дело доходит до правительства. Политическая поддержка все еще слишком слаба в отношении экологических проблем. Даже когда получается дойти до реализации какой-либо идеи, множество разных партий, стремясь не допустить гибели планеты, подходят к вопросу с разных сторон. «У нас есть экологические сообщества, которые стремятся уменьшить потери в биоразнообразии, но есть и сообщества, заинтересованные в первую очередь в росте пищевой промышленности», — говорит Паштор из инициативной группы Карнеги по управлению климатом. «Это похоже на пересекающиеся круги Эйлера, и мы должны убедиться, что площадь соприкосновения двух кругов максимально велика, а отрицательные компромиссы настолько незначительны, насколько это возможно. И пока что ничего не получается».
Эту ситуацию необходимо изменить как можно быстрее, потому что у нас практически нет времени, чтобы сократить количество вредных выбросов и наладить наши отношения с землей, что совершенно ясно донесено в упомянутом докладе. «Прежде нам уже удавалось решать сложные проблемы в нашем мире, — добавляет Паштор, — я уверен, что мы справимся и с этой».
Перевод: Дария Морозова