Детям из Полоцкого детского дома не повезло - их не смогли эвакуировать в сорок первом, и они почувствовали все тяготы жизни в оккупации. Фашисты часто казнили партизан и мирных жителей - их осиротевшие дочери и сыновья также попадали в этот детдом.
К 1943 году для детского дома сложилась крайне опасная ситуация. Гитлеровцы использовали детей из детских домов в качестве доноров крови для своих солдат.
Но голодные и больные ребятишки из Полоцкого детского дома были истощены, они не годились на роль доноров. В воздухе сгустилась угроза гибели для всех детей. Тогда директор детского дома принял решение. Он убедил гитлеровцев, что детям нужно побыть в деревне, чтоб окрепнуть, иначе они плохо смогут сдавать кровь. Немцы согласились, и детдом вывезли в Бельчицы. Там уже к тому времени давно стоял укреплённый немецкий гарнизон. Естественно, кормить детей никто из фашистов не собирался - они должны были сами добывать себе пропитание.
Директор тайно отправил партизанам записку с просьбой о помощи.
Командование партизан пришло к очевидному выводу - детей надо было спасать и вывозить в советский тыл. Так началась знаменитая операция «Звездочка».
18 февраля 1944 года партизаны отряда им. Щорса совершили двадцатикилометровый переход до Бельчиц. Несмотря на то, что вокруг бродили волчьи стаи, стрелять было нельзя, чтобы не обнаружить себя перед врагами. Партизаны часть пути бежали рядом с санями, чтобы волки не напали на лошадей.
И вот партизаны постучались в избу и начали тихо выводить детей через поле по глубокому снегу. Никто из малышей не хныкал, не плакал - все понимали, что речь идет об их жизни. Ребятишки постарше могли с грехом пополам дойти сами, но маленьких партизанам пришлось нести на руках. Дети дрожали от холода, и партизаны кутали их в свои маскхалаты, отдавали рукавицы.
Наконец, всех усадили в сани и обоз тронулся в партизанский тыл. Всё произошло настолько быстро и тихо, что не раздалось ни одного выстрела, и гитлеровцы с утра долго не могли прийти в себя от удивления.
Казалось, всё завершилось благополучно, но угроза по-прежнему сохранялась. Гитлеровцы планировали огромную операцию против партизан, в зону её действия попадал и отряд имени Щорса. Детей нужно было срочно вывозить. Маршал И. Баграмян дал приказ вывезти детей, используя 105-й гвардейский полк ГВФ. Летчиком этого полка был и Александр Петрович Мамкин.
Ночью с 10 на 11 апреля 1944 года Мамкин принял на борт новый груз - партизаны привезли для отправки на «Большую землю» 13 человек, из них двое раненых бойцов, 10 детей и воспитательница.
Во время полета самолёт засекли немецкие зенитки и открыли шквальный огонь. Мотор вспыхнул, пламя охватило кабину. Летчик, по инструкции должен был покинуть горящий самолет на парашюте. Но у его пассажиров парашютов не было. Да и не могли бы прыгать с парашютом малыши и тяжелораненые солдаты.
Александр Мамкин продолжал вести машину - к своим, дальше от немецких позиций. Дети, сидевшие у него за спиной, с ужасом видели, как пилот заживо превращается в факел. Несмотря на нечеловеческую боль, Александр молчал, чтоб не испугать детей.
Галина Петровна Тищенко, пассажирка того самого последнего «огненного рейса» Александра Мамкина, рассказывает, что видела она, 11-летняя Галя в тот миг:
«...Я помню, как нас всех посадили в самолет, в кабину штурмана. Его специально не брали, чтобы можно было больше людей увезти. Сначала все было тихо, летели. Боялись, но не сильно, ведь перед нашими глазами восемь успешных рейсов Александр уже совершил. Но тут услышали странный звук, как будто камешки об кабину стучат. А через секунду пламя. Как нам потом объяснили, когда нас подбили осколки попали в бензобак, поэтому самолет вспыхнул. Мы летели и горели. На нас даже одежда начинала тлеть. Но хуже всего было летчику. Он был живым факелом. На нем лопалась летная куртка, ноги и руки обуглились, очки вплавились в лицо. Но он молчал и не отпускал штурвал. Потом помню удар о землю, как самолет покатился...»
Пилот посадил горящую машину в тот момент, когда ноги его уже обгорели до кости. Несмотря на отчаянные усилия врачей, Александр Мамкин умер от ожогов 17 апреля 1944 года. Все дети остались живы.
27-летний Александр Мамкин не имел собственных детей. Но те ребята, которых он во время операции «Звездочка» сумел вывезти из окружения, называют себя теперь «дети Мамкина». Они выросли, у них теперь есть свои дети, свои семьи. Но они никогда не забудут человека, который совершил ради них невозможное и ценой своей жизни подарил жизнь им.
Источник: https://www.youtube.com/watch?time_continue=142&v=jx5_8YUrIe0