Если Мария из Магдалы и Мария из Вифании являются одной и той же женщиной, женой Иисуса, то Лазарь приходится ему шурином. Имеются ли в Евангелиях следы этой родственной связи?
Ни Лука, ни Матфей, ни Марк не упоминают о воскресении Лазаря, но известно, что этот рассказ был изъят из первоначального текста Марка по совету Климента Александрийского. И только благодаря четвертому евангелисту, Иоанну, потомки узнали об этом событии из жизни Иисуса.
Рассмотрим более внимательно этот эпизод:
Пробыв три месяца в Вифании, Иисус удаляется вместе с учениками на берег Иордана, куда посланник приносит ему весть о болезни Лазаря. Посланник не называет имени, но говорит следующее: «Господи, тот, которого Ты любишь, болен». Однако Иисус воспринимает эту весть совершенно спокойно: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Иоанн, XI, 4), и "он пробыл два дня на том месте, где находился", странно, не правда ли? По сути, вместо того, чтобы поспешить к человеку, которого он «любит», чтобы помочь ему, он спокойно остается на месте, и только спустя два дня решает вернуться в Вифанию, объявляя своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». В этот момент, уточняет Иоанн, Иисус говорит о смерти, и действительно, через несколько стихов он повторяет: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». Профессор Мортон Смит считает, что здесь разворачивается действие одного из таинств посвящения, многочисленных в Палестине во времена Иисуса. Эти таинства включали в себя ряд символических ритуалов, среди которых фигурировали «смерть» и «воскресение», недолгое времяпрепровождение в могиле – прелюдия к возрождению; затем следовал ритуал, ставший сегодня крещением – символическое погружение в воду, потом бокал вина – символ крови пророка или мага, возглавляющего церемонию. Ученик делил с ним содержимое бокала в знак совершенного мистического союза, в котором и тот, и другой, учитель и посвященный, составляли отныне единое целое. В самом деле, здесь мы находим характерные черты христианского крещения, установленного святым Павлом, и «тайной вечери» Иисуса и его учеников.
Жизнь Иисуса, продолжает профессор Смит, напоминает, впрочем, очень близко жизнь многочисленных магов и знахарей, которые ходили тогда по дорогам и городам Ближнего Востока: тайные сборища, тихие беседы с чудом исцеленными, приказ ничего не разглашать и привычка говорить исключительно параболами и аллегориями постоянно отмечали их поступки.
***
Посвящение, это особенная дружба, и Иисус беседует с Лазарем гораздо больше, и наконец, почему Климент Александрийский изъял Лазаря из Евангелия от Марка? Не потому ли, что Иисус «любил» Лазаря больше, из-за тесных родственных уз.
А теперь, вспомним, что автор четвертого Евангелия от Иоанна,, единственного, где фигурирует эпизод с воскрешением Лазаря, никогда не называет сам себя, но много раз напоминает о «любимом ученике», «о том, кого Иисус любил», намекая об избранности. В отношении Лазаря, Уильям Броунли, сведущий в вопросах изучения Библии и большой специалист по рукописям Мертвого моря, высказывает следующее мнение: «Со всей ясностью из четвертого Евангелия вытекает, что любимый ученик – Лазарь из Вифании».
Именно к Лазарю, обращается Иисус перед распятием: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоанн, XIX, 26-27). Из Писаний известно, что последовавшие за Иисусом Христом, ученики покинули свои дома в Галилее и, таким образом, не имели крыши над головой. Но Лазарь – Иоанн, владел большим домом в Вифании, где Иисус часто останавливался.
Далее- за неделю до распятия, Иисус готовится торжественно вступить в Иерусалим; но, согласно пророчествам Ветхого Завета, он должен сесть верхом на осла (Захария, IX, 9 – 10), и в Евангелии от Луки Иисус торопит двух учеников отправиться в Вифанию, где их ждет осел; им достаточно лишь сказать его владельцу: «Он надобен Господу». И события разворачиваются именно так, как предсказывал Иисус: ученики находят и отвязывают осла, и каждый кричит о чуде. А так ли? Здесь больше похоже на то, что здесь имел место тщательно разработанный Иисусом и владельцем осла план, и скорее всего человек, предоставляющий в нужный момент своего осла, Лазарь из Вифании. Действительно, некоторые исследовали, считают, что Иисус без ведома других учеников, доверил Лазарю детали своего триумфального въезда в Иерусалим. Причем, например, профессор Смит, настаивает на особом статусе, который имел Лазарь со времени своего посвящения и символической смерти в Вифании, считая, что дом Лазаря в Вифании был предназначен для таинств, возглавляемых Иисусом. Здесь стоит напомнить, что Приорат Сиона назвал Вифанией свой «ковчег» в Ренн-ле-Шато, и Соньер, назвал Вифанией построченную им виллу.
Итак, в конце четвертого Евангелия прослеживается определенная связь Иисуса с «человеком из Вифании». В момент казни Иисус доверил любимому ученику свою мать. По преданиям, мать Иисуса умерла в изгнании, в Эфесе, где было написано четвертое Евангелие, (по мнению некоторых специалистов четвертое Евангелие не было написано в Эфесе, а лишь окончательно записано и издано греческими учениками Иоанна), но не известно, жила ли она до конца своих дней у ученика. В отношении других действующих лиц, мнение специалистов сходится на том, что Лазарь, Мария из Магдалы, Марфа, Иосиф из Аримафеи, сели на корабль и доплыли до Марселя. Оттуда Иосиф отправился в Англию, где основал Гластонберийскую церковь, а Лазарь и Мария из Магдалы (Мария Магдалина), остались в Галлии. По тем же преданиям, Мария окончила свою жизнь в Провансе, в гроте Экса, прозывающемся с тех пор Сент-Бом, а Лазарь – в Марселе, где основал первое епископство, в то время как один из их спутников, святой Максимин, учредил епископство в Нарбонне. И этот отъезд был подготовлен самим Иисусом и его любимым учеником. По крайней мере, если верить заключительным стихам четвертого Евангелия…