Наверное, это один из самых актуальных и волнующих родителей вопросов: должен ли ребёнок быть отличником?
Многие из них видят основную цель учёбы в том, чтобы “вытянуть” дитя любой ценой на золотую медаль. Но так ли это нужно ребёнку? Так ли важно в жизни? Спойлер: нет, но стремиться, стоит. Объясним, что мы имеем в виду.
Вообще в первую очередь ответьте себе на вопрос: почему вы этого хотите? Какая у вас мотивация? Ведь она может быть разной.
Разумеется, всем родителям хочется, чтобы их ребёнок был самым заметным, чтобы ему ставили хорошие оценки и хвалили.
Это элементарно приятно и тешит самолюбие. Но ведь так же можно хотеть большую виллу на берегу моря или выглядеть как Селена Гомес или Анджелина Джоли. Вопрос, зачем? Чтобы все восхищались?
Но Селена Гомес, к примеру, никогда не напишет крутую книгу или не сделает какое-нибудь открытие. А это мало связано с оценками как таковыми.
Если подумать, некоторые родители хотят сделать ребёнка отличником только из честолюбия. Особенно те, у кого прямо такая самоцель. И мне очень жаль этих детей. Честно говоря, они просто становятся заложниками родительских глупых амбиций.
Но ведь жизнь - это не только учёба. У ребёнка бывают интересы, друзья, хобби, да и за здоровьем следить необходимо. Ведь родители отличников часто допускают большую ошибку: они не препятствуют постоянному сидению за уроками, а то и заставляют.
Но это абсолютно ненормально для ребёнка всё свободное время после школы и в выходные сидеть за домашкой. Особенно до ночи. Кроме того, что они не успевают жить, портится зрение, искривляется позвоночник, ухудшается кровообращение от гипоактивности (долгого сидения). Ладно ещё, если он успевает ходить в спортивную секцию.
Но есть ещё и куча психологических моментов. Если родители хотят не процесса, а результата в виде показушных отметок, они портят ребёнка. Он тоже начинает гнаться за результатом.
И этот навык переходит во взрослую жизнь: он будет упускать очень многое в процессе. Один психолог приводит пример с мухой, которая видит сквозь оконное стекло лес и бьётся головой об него. А рядом, оказывается, была щель…
Да и в потребности всегда быть лучше всех мало хорошего. Это формирует гордыню, неуверенность в себе. А это потом ой как скажется на общении с ровесниками. Именно поэтому отличников часто дразнят. А вовсе не только из-за зависти, как принято считать.
А ещё такой ребёнок просто не научится принимать свои ошибки, поражения. Не научится проигрывать. Это формирует нездоровый перфекционизм. Что тоже скажется во взрослой жизни. Он не научится отделять главное от второстепенного.
Позвольте ему быть не идеальным. Обычно такие родители, которые “насилуют” учёбой, сами страдают от каких-то комплексов. Другие же понимают, что важны не оценки. В идеале ребёнок должен учиться понимать суть.
В этом цель учёбы. Не зазубривать, а понимать, логично рассуждать и излагать. Поэтому да, стремиться к хорошей учёбе нужно обязательно. Но не ругать же за трояк. Подумаешь, ошибся. Наоборот, ребёнок и сам иногда переживает.
А ещё плюс этого стремления в том, чтобы учиться работать в принципе. Строгость нужна, чтобы он приучился чего-то добиваться, не сдаваться, работать над собой. Это есть. Если ребёнок этому не научится, то и открытий ему не видеть:)
И конечно же, стремление к познанию мира. Ведь в нем столько важного и интересного!
Поэтому если расставлять приоритеты, отличником быть вовсе не плохо. Но чаще это зависит от способностей, а уже потом от старания.