В авиации не всегда все идет по плану. Погода, люди, техника ежедневно вносят свои коррективы в расписание. Если вы летаете нечасто, один-два раза в год, возможно, вы никогда и не столкнетесь с вынужденной посадкой. Однако, такие события происходят ежедневно по всему миру десятками. Часть из них становятся достоянием СМИ и широко обсуждаются - другие так и остаются рутиной гражданской авиации.
Действительно, слово рутина здесь вполне уместно. Экипажи постоянно тренируют свои действия на случай изменения планов в полете. Ситуации давно стали типичными, а работа в них доведена до автоматизма. Факторов, которые могут привести к вынужденной посадки довольно много, но их можно разить на три большие группы.
Первая группа - люди. Жизнь в полете идет своим чередом. Пассажиры на борту рожают, болеют и умирают. Внезапное ухудшение самочувствие или приступ у одного из пассажиров - распространенная причина, по которой экипаж может прервать полет и вынужденно приземлиться в ближайшем аэропорту. Плохо может стать и кому-то из членов экипажа - они тоже не застрахованы от этого.
При этом нужно уточнить, что такое"ближайший аэропорт". Это ближайших из тех, которые способны принять данный конкретный тип воздушного судна. Далеко не все аэропорты могут работать, например, с большими дальнемагистральными лайнерами: параметры ВПП не соответствуют требованиям по длине и нагрузке. Поэтому после принятия экипажем решения о вынужденной посадке в некоторых случаях самолет может находиться в воздухе еще несколько часов. Так происходит с рейсами из Юго-Восточной Азии в Европу, маршрут которых проходит над северными территориями России: там вообще нет крупных аэропортов. В случае чего экипажам приходится уходить южнее в центральные районы нашей страны, чтобы совершить вынужденную посадку.
Вторая группа факторов - погода. Да, авиация очень метеозависимая отрасль. За время полета погодные условия в аэропорту назначения могут сильно измениться, например, начнется сильная гроза или метель с боковым ветром. Риск посадки в таких условиях слишком велик. Бывает, что в планы дальних перелетов вмешивается и сильный встречный ветер на эшелоне. В таких случаях самолеты вынужденно садятся на дозаправку на полпути.
Третья группа факторов - техника. Самолеты имеют очень большой запас надежности. Ключевые системы имеют резервирование. Современный самолет способен продолжать полет при отказе одного из двух двигателей. Не забывайте и о тщательных проверках состояния воздушного судна перед каждым вылетом. Однако, техника все равно иногда подводит. Если бортовой компьютер сигнализирует о неполадке, командир меняет планы полета.
В любом случае, совет для пассажиров всегда один - сохранять спокойствие и полагаться на профессионализм экипажа. Они все знают и умеют.