Пентагоном проведено испытание нового наземного варианта крылатой ракеты Tomahawk, способной поражать цели на дальних расстояниях и, как считают американские военные, потенциально дополнить разрабатываемые в настоящее время системы вооружений средней дальности ВВС и Армией США. В выпущенном министерством обороны пресс-релизе говорится, что ракета была выпущена из наземной мобильной пусковой установки и точно поразила цель после более чем 500 километров полета. В Пентагоне добавили, что летное испытание было проведено с использованием крылатой ракеты наземного базирования с острова Сан-Николас, штат Калифорния. Само оружие является вариантом крылатой ракеты Tomahawk Land Attack и было выполнено фирмой Raytheon. Предыдущие наземные версии ракеты были сняты с вооружения несколько десятилетий назад после подписания Договора о ликвидации ядерных силах средней и меньшей дальности Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987-м году. Договором налагался запрет на ракеты с дальностью действия от 500 км до 5500 км, который был направлен на сокращение способности обеих стран по нанесению ядерного удара в короткие временные интервалы.
Китай и Россия сразу же обвинили США в разжигании новой гонки вооружений, сообщает The Guardian. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков осудил этот запуск американской ракеты, но заявил, что Москва не собирается начинать новую гонку вооружений и не будет развертывать новые ракеты, если США не сделают этого первыми. Рябков также сказал, что испытание подтвердило предыдущие подозрения России о том, что США испытывали ранее запрещенные ракеты еще до того, как они вышли из Договора.
Выступая во Франции в понедельник, прежде чем новость о тестовом ракетном пуске из США появилась в публичном пространстве, президент Владимир Путин сказал, что Россия будет развертывать ракеты средней дальности только в ответ на аналогичные шаги со стороны США. Путин добавил, что именно США приняли решение в одностороннем порядке выйти из Договора.
Пекин также обвинил США в провокационном поведении, предупредив, что ракетное испытание может привести к «очередному витку гонки вооружений» и оказать «серьезное негативное воздействие» на международную и региональную безопасность. «Мы призываем американскую сторону отказаться от своих устаревших концепций менталитета холодной войны и игр с «нулевой суммой», а также проявлять сдержанность в разработке оружия», – сказал на брифинге представитель МИД Китая Гэн Шуан.
Чжан Баохуэй, директор Центра Азиатско-тихоокеанских исследований Университета Линнань в Гонконге, сказал: – «США в настоящее время не имеют ракет средней дальности из-за ограничений РСМД, поэтому, если они хотят приобрести эти возможности после выхода из Договора, новые ракеты будут разработаны и испытаны. Новая крылатая ракета, а также новые баллистические ракеты с дальностью полета более 500 км призваны усилить американскую политику сдерживания против своих основных конкурентов. Пекин, конечно, не хочет видеть такого развития событий, но это не является реальным изменением игры, потому что США всегда основывали свои наступательные возможности на авиации, а не на ракетных войсках». Чжан отметил, что Пекин отверг давление со стороны США с тем, чтобы присоединиться к новому договору о РСМД, так как ракетный потенциал составляет основу сдерживания Китая и предполагает некоторый баланс сил против американской авиации в Тихом океане.
Чжао Тонг, сотрудник программы ядерной политики в центре глобальной политики Карнеги-Цинхуа в Пекине, сказал: – «США чувствуют, что больше не могут сидеть сложа руки и смотреть, как Россия развивает такие возможности, а Китай строит больше этого оружия. Это отражает менталитет гонки вооружений: наращивание военной мощи определяется не четкой стратегией, а желанием избежать отставания. С точки зрения США, развертывание таких ракет в Азии, по крайней мере, заставило бы Китай принять массированные усилия для защиты своих военных целей от возможной угрозы со стороны США – стратегия навязывания затрат, проводимая с целью отвлечь и задержать наращивание Китаем наступательного военного потенциала».
«Пекин может напрячь свои мышцы в ответ», – сказал Адам Ни, китайский исследователь из Сиднейского Университета Маккуори, – «Китай видит возможные новые ракетные развертывания США на своем пороге как очень провокационные и опасные. Он может решить противостоять новым ракетам США, разрабатывая и развертывая больше ракет и увеличивая их летальность».
Эксперты заявили, что пуск ракеты свидетельствует о изменяющихся приоритетах Вашингтона. Они полагают, что Вашингтон готовится к очередному испытанию в ноябре баллистической ракеты средней дальности, которую он хочет развернуть в Азиатско-тихоокеанском регионе, сигнализируя об эскалации напряженности в ближайшие месяцы. В глобальном масштабе окончание Договора о РСМД оставляет только один крупный договор, обеспечивающий формальное ограничение ядерных арсеналов – Новый договор о СНВ, – но и он тоже находится под угрозой. Трамп выразил заинтересованность в достижении нового соглашения о контроле над вооружениями, но такого, которое включало бы и Пекин. Опасения по поводу растущего ракетного арсенала Китая, который не подпадает ни под какие международные договоры о контроле над вооружениями, возможно, способствовали укреплению позиции ястребов в администрации США, стремящимся выйти из Договора о РСМД.
Снимки испытаний показывают, что оружие было запущено из системы вертикального пуска Mark 41, такой же пусковой установки, которая используется в системе противоракетной обороны Aegis Ashore, сообщило издание Defense News. Это примечательно, поскольку Россия часто заявляла о присутствии Mk41 в Европе как о нарушении Договора о РСМД, полагая, что системы Aegis Ashore в Польше и Румынии могут быть преобразованы в наступательные системы. «Пусковая установка, используемая в воскресном испытании, – это MK 41. Однако испытанная система не совпадает с системой противоракетной обороны Aegis Ashore, которая в настоящее время работает в Румынии и строится в Польше», – сказал представитель Пентагона лейтенант Роберт Карвер. – «Aegis Ashore – чисто оборонительная система. Она не способен стрелять ракетой Томагавк. Aegis Ashore не настроена для стрельбы наступательным оружием любого типа».
Американские официальные лица подчеркнули, что они не планируют создавать ядерный потенциал крылатых ракет наземного базирования, но министр обороны Марк Эспер сказал, что его ведомство будет «продолжать разработку обычных ракет наземного базирования в качестве разумного ответа на действия России и в рамках более широкого портфеля обычных вариантов удара совместных сил». Недавно Эспер заявил, что США уже начали работу по разработке мобильных, обычных, наземных крылатых и баллистических ракетных систем среднего радиуса действия. «Теперь, когда мы вышли из Договора, министерство обороны будет активно продолжать разработку обычных ракет наземного базирования», – сказал Эспер, – «Но, прямо сейчас у нас нет планов по созданию ядерного оружия INF-диапазона». Он также подчеркнул, что США не приступают к новой гонке вооружений, так как, по его мнению, традиционный смысл гонки вооружений был в ядерном контексте.
Во время недавней поездки в регионы Тихого океана Эспер также сказал, что хотел бы, чтобы такие системы оружия оказались в Азии в качестве сдерживающего фактора для Китая. Правительства Австралии и Южной Кореи отрицают, что какие-либо дискуссии о развертывании на территориях их стран подобных систем вооружений когда-либо имели место, и позднее Эспер сократил свои комментарии относительно целей новейших разработок.
В настоящее время на Капитолийском холме ведется горячая дискуссия относительно 96 миллионов долларов, которые администрация запросила для исследований и испытаний ракет наземного базирования средней дальности. Контролируемая демократами палата приняла законопроект о расходах, который отказывал бы в финансировании этих разработок пока администрация не поделится объяснением того, могут ли существующие ракеты морского и воздушного базирования быть достаточными. Ожидается, что республиканцы Сената поборются по этому вопросу с демократами во время процесса примирения.