Вы заметили, что сегодня редкий день обходится без новости из серии «Звезда такая-то опубликовала новую фотографию ребёнка/впервые показала лицо новорождённого/запечатлела отпрыска на море (или даже на горшке)»? И кажется, что новости такого рода сравнимы по важности с новостями про пилотов, посадивших детей на кукурузное поле. Нет, дети - это, конечно, важно, но настолько ли?
У каждого взрослого человека есть фотографии из детства. Сейчас вроде уже не в моде демонстрировать всем гостям семейные альбомы, но когда-то это практиковалось. А уж сколько раз подобные демонстрации обыграны в фильмах – и не сосчитать. Правда, дети далеко не всегда были рады, когда родители показывали их фото своим приятелям. Я, например, и сейчас фотографироваться не люблю, а в детстве и вовсе терпеть не могла. Поэтому на многих семейных фотках я тупо стою спиной к объективу. То есть все такие радостные и улыбающиеся, а я – спиной. В знак протеста. И когда начинался просмотр фоток, я предпочитала вообще удалиться из комнаты.
А вот
нынешние родители даже не спрашивают детей, хотят они фотографироваться, хотят ли они видеть свои фотографии и хотят ли они, чтобы фотографии видели другие.
Несколько лет назад в США прошёл судебный процесс, в ходе которого девица, достигшая совершеннолетия, обвиняла родителей в том, что они публиковали её фотографии в социальных сетях, пока она была крохой. Дочь не просто требовала все фото удалить, но ещё и настаивала, чтобы родители (внимание!) выплатили ей компенсацию морального ущерба за публикацию её личных фото без её личного согласия. Понятное дело, в Америке ещё и не такое возможно, но дело-то не такое уж однозначное, согласитесь?
Есть у меня бывшая коллега. Она полгода назад стала мамой, и буквально спасения нет от фотографий её сына в той социальной сети, где обитаю я. А по словам наших общих знакомых, в Инстаграме, который, собственно, и замышлялся как место хранения и демонстрации фото,
кадры с наследником девушка публикует по 20 раз на дню.
Кто-нибудь, объясните мне, зачем? Кому интересны эти «покушали, погуляли, поползали, поплакали», кроме собственно мамы и близких родственников?
И главный вопрос. Мне вот думается, что такие мамы фотками детей пытаются компенсировать что-то своё нереализованное. Детям ведь всё равно (по крайней мере, младенцам), где их фотографии, кто их смотрит и как использует. А вот лет через 10-15 подросшие наследники наверняка могут задаться этими вопросами. И смогут ли родители объяснить, зачем они выставляли пухлощёких карапузов, измазанных кашей вперемежку с песком, и маленьких модниц, которые смеху ради напялили на себя мамин бюстгальтер, на всеобщее обозрение.