В России началось серийное производство истребителей Су-57 пятого поколения. Этот текст не даст вам ответа, какая машина лучше, Су-57 или F-35. Вместо этого вы узнаете, почему это неправильный вопрос.
Долгожданный самолет
9 января 2010 года российский пилот Сергей Богдан совершил свой первый 47-минутный полет на самолете Т-50-1, который стал прототипом первого российского истребителя Су-57 пятого поколения . Начало серийного производства этих машин запланировано на 2015 год, и они должны были поступить в авиацию с 2016 года, но все сложилось иначе.
Создание и тестирование нового и очень сложного оборудования вышли за рамки планов на начало 2010 года, и в 2018 году даже ходили слухи о возможном замораживании программы создания самолетов. Однако в июне 2019 года был подписан контракт на поставку 76 самолетов Су-57 для ВВС России, а 29 июля было объявлено о начале массового производства долгожданного самолета.
Почему Су-57 многофункциональный?
Истребитель Су-57 - это универсальный летательный аппарат, способный одинаково эффективно решать как задачи получения преимущества в воздухе, так и задачи по захвату небольших целей при выполнении задач на наземных объектах.
Самолет обладает всеми функциями пятого поколения - уменьшенная видимость радиолокатора, круговой обзор радиолокационных станций, возможность объединения воздушных операций в одном информационном пространстве, маневренность и интеллектуальные бортовые приборы.
Каков интеллект?
Кабина современного самолета становится все более и более умнее: мощная компьютерная система, которая управляет различными элементами бортового оборудования, красочные многофункциональные дисплеи, информация, отправляемая на лобовое стекло, прицеливание с помощью поворота головы пилота, джойстик для управления самолетом и выбор множества функций одним движением пальца - все это это обычно называют "стеклянной кабиной" и "интеллектуальными бортовыми приборами".
Насколько малозаметен Су-57?
Портал china.com отметил, что «малозаметность является (...) обязательным требованием для истребителя пятого поколения, и его применение в Су-57 всегда ставилось под сомнение и представляло серьезную проблему». Между тем конструкция Су-57 представляет собой компромисс между «невидимыми» формами, современными материалами и требованием обеспечить сверхманевренность и высокие летные характеристики.
Композитные материалы, современные технологии для склеивания больших панелей и традиционные скрытые металлические работы широко используются в авиастроении, а эффект снятия маски значительно снижается благодаря нанесению специального покрытия на корпус самолета. Су-57 устранил одну из причин высокой радиолокационной видимости современных самолетов - отражение радиолокационных волн от лопаток реактивных турбин. Форма воздуховодов Су-57 настолько специфична, что обеспечивает практически полную защиту двигателей от радиолокационного обнаружения.
Прямые углы почти полностью отсутствуют в конструкции самолета, что делает классические самолеты довольно легко обнаруживаемыми с помощью радаров. Одним словом, обнаруживаемость Су-57 намного ниже, чем у современных самолетов, таких как Су-35.
Тот же китайский портал china.com признал свою маневренность преимуществом Су-57. Следует отметить, что суперреверс современного самолета достигается несколькими способами.
Прежде всего, это специальная аэродинамическая система планера с по-разному отклоненным управлением. Такие элементы управления позволяют выполнять асинхронные маневры и, следовательно, более эффективны. Во-вторых, это двигатели с переменным вектором тяги.
При условии, что мощность двигателя может превышать боевую массу самолета, мы получаем возможность управлять самолетом в воздухе практически любым способом: он может «стоять на хвосте», совершать сальто назад и вперед, выполнять внезапное торможение («кобра», пугачевская кобра) и неожиданное получается. Все это не обеспечит победу в воздушном бою, но может существенно этому способствовать.
Проблемы с двигателем
Итальянский военный портал Gli Occhi della Guerra писал, что двигатели стали настоящей ахиллесовой пятой Су-57. Речь идет о турбореактивном двигателе "Изделие 30", который, как отмечает Gli Occhi della Guerra, не будет установлен в машине до 2023-2025 годов.
Действительно, первые опытные образцы Су-57 имеют двигатели предыдущего поколения. Создание «Изделие 30» - двигателя, созданного специально для этого проекта - заняло много времени. Конечно, характеристики Су-57 с новым двигателем будут несколько выше, но дело в том, что даже при нынешнем двигателе самолет соответствует критериям 5-го поколения и требованиям ВВС России.
360 градусов вид из кабины
Новейшая радиолокационная система Sz-121 была создана для Су-57, которая включает в себя несколько радаров с фазированной антенной системой - это радары, которые обеспечивают максимальную дальность и точность определеня объектов и позволяют цифровую обработку полученной информации.
Помимо назального радара, в состав комплекса входят два радара бокового обзора, а также два радара в задней части крыла самолета. Такая радиолокационная система позволяет как компьютерной системе, так и пилоту получить почти полную видимость.
Информация о целях отображается на многофункциональных дисплеях в кабине и на индикаторе на лобовом стекле самолета, а также может передаваться другим получателям информации - самолетам, штаб-квартирам, ракетам, наземным силам. Одним словом, любой, кто имеет доступ к информационной битве.
Также на самолете установлена новейшая комбинированная навигационная система, которая сочетает в себе возможности GPS и ГЛОНАСС навигации . Конечно, данные о местоположении самолетов в реальном времени также используются в системах управления оружием - это необходимо для использования большинства типов бомб и ракет.
Чем вооружен российский истребитель?
Специально для Су-57 были созданы и разрабатываются новые виды вооружений, а также модернизация ранее разработанных ракет для размещения во внутреннем отсеке самолета. Скрытое расположение ракет и бомб не на внешней нагрузке, а внутри машины значительно снижает радиолокационную видимость самолета.
Су-57 имеет два типа внутренних отсеков для оружия - большой брюшной отсек для больших ракет средней и большой дальности как для наземных, так и для воздушных целей, а также два небольших подводных отсека для боевых ракет малой дальности.
Для осуществления действительно дальних стратегических задач для самолета была модернизирована тактическая ракета класса "воздух-земля" H-59MK2, которая была успешно испытана в Сирии . Учитывая дальность полета Су-57, такие ракеты могут быть использованы для поражения стратегически важных целей в пределах 2000 км от штурмовой авиации.
Кроме того, разрабатываются бомбы различного калибра для российского истребителя пятого поколения. Испытываются ракеты класса "воздух-воздух" большой дальности, которые также будут включены в будущий арсенал Су-57.
Су-57 и F-35 - что лучше?
Сравнение современных самолетов разных стран - очень неблагодарное занятие. Специалистов часто просят сравнить F-35 и Су-57. И первая, и вторая машины принадлежат к 5-му поколению, но F-35 уже более 400 экземпляров, что много. Су-57 было построено чуть больше десятка.
Да, Су-57 обладает большей скоростью и дальностью полета. Боевой радиус Су-57 без дозаправки составляет 2000 километров, максимальная скорость составляет 2,45 м, по сравнению с 1093 километрами и 1,6 м для F-35. Однако нужно помнить, что это самолеты разных весовых категорий.
Конечно, если Су-57 встречает F-35 в воздушном бою и наступает ближний бой, Су-57 почти наверняка будет более эффективным, потому что он был создан как супер-реверсный самолет, просто чтобы взять верх в воздухе.
Однако в реальной боевой обстановке все может зависеть от качества информационного обеспечения военной операции с одной или другой стороны, уровня подготовки эксплуатантов воздушных судов с радиолокатором большой дальности и передового взаимодействия самолета с информационными инструментами современного поля боя. Здесь нельзя не учитывать накопленный опыт эксплуатации и подготовки пилотов четырехсот F-35.
У F-35 довольно много проблем , но этот самолет фактически используется военно-воздушными силами нескольких стран. В этом смысле Су-57 все еще находится в догоняющем положении. А может быть, даже более выгодная позиция - вы можете учесть опыт и ошибки эксплуатации новой авиационной техники.
Главный российский самолет до середины 21 века
Производство 76 самолетов Су-57 началось на заводе в Комсомольске-на-Амуре ( Дальний Восток России). Можно предсказать, что выпуск стольких машин 5-го поколения займет не менее 5-7 лет. Эти самолеты будут оснащены как минимум тремя полками ВВС России. Есть все основания полагать, что эта машина будет главной боевой платформой российских истребителей до середины 21-го века.