Наверное, каждый родитель хотя бы раз в жизни произносил вслух или мысленно фразу: «Я не узнаю своего ребёнка».
Ещё вчера он был милый покладистый, а сегодня обидчивый, застенчивый, не идёт на контакт. Кто подменил моего малыша? Верните прежнего.
Школа – испытание для сильных духом
По мере взросления и становления личности ученики проживают «кризисы школьного возраста». Кто сплавлялся по реке видел как тихая река, размеренно несущая свои воды, в какой-то момент усиливает скорость и превращается в пенящийся и бурлящий поток. Перевернётся катамаран или нет зависит от слаженности действий команды, как четыре человека будут понимать друг друга. Так и школьная жизнь, текла тихо-мирно, получали свои оценки, а потом бац – «не узнаю сына!».
Чтобы спокойно преодолеть подобные ситуации в школе, важны корректные отношения в семье
Младший школьный возраст 7-10 лет
Время социальной адаптации. Ребята узнают себя, сравнивая свои успехи и поступки с другими. Маша хорошо решает задачки, я хуже. Петя бегает на уроке физкультуры быстро, я быстрее. Стёпа умеет всех рассмешить, я не умею. Постоянное сравнение себя с другими приводит к тому, что очень часто любая критика воспринимается болезненно. Очень важно какую стратегию поведения выбирают взрослые. Хотите получить «бунтаря», отстаивающего свои права и интересы, используйте гиперопеку и давление. Психологически защищаясь, ребёнок будет протестовать. Хотите сформировать «комплекс Золушки», включайте невнимание и игнорирование. Чувство вины, собственной неполноценности, неуверенности сформируются без особых усилий. Очень часто невнимание вызвано, казалось бы, объективными обстоятельствами, например, в семье родился второй ребёнок и мама вынуждена больше времени уделять младенцу, но ведь первенец никуда не делся, его потребность в общении тоже никуда не делать, иначе переходный возраст выстрелит с термоядерной силой.
Средний школьный возраст 11-15 лет
Это время формирования индивидуальности, чем я отличаюсь от всех остальных. Я не хочу себя сравнивать с другими, я хочу от серой массы толпы отличаться, появляется интерес к самореализации, проба своих способностей. Гормональная перестройка организма вызывает постоянную смену настроения. Необоснованные наказания, высмеивания, даже безобидные шутки могут приводить к эмоциональным взрывам. Жизнь как на вулкане. Капризы, агрессия, манипуляции – новые черты характера. Проходя этот период, главное придерживаться «золотой середины». Постоянное восхищение, превращение ребёнка в «кумира» может привести к формированию завышенной самооценки, демонстративному поведению, что осложнит в дальнейшем общение с людьми.
Жёсткое воспитание способствует формированию лицемерия и угодничества. Предъявление родителями завышенной моральная ответственность перед семьёй способствует появлению неврозов, навязчивых страхов и тревожности.
Старший школьный возраст 15-17 лет
Это время собирать камни. Именно на этом этапе бурно расцветут ошибки воспитания всех предыдущих периодов. Очень важно, чтобы к этому этапу был сформирован интерес к самореализации, ответственность, умение осознавать свои потребности и знать свои способности. Важно, чтобы отношение к миру было безбоязненным, а уверенность в своих силах помогала ставить и достигать цели. Сложности возникают у тех ребят, которые не понимают, чего хотят, не могут продуктивно спланировать даже завтрашний день. «Меня никто не понимает. Все против меня. Я – одинокий странник в бескрайней пустыне». «Если я не с вами, тогда я против вас тоже». Кораблю, который не знает куда плыть никакой ветер не будет попутным, и это лучше корректировать раньше.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.