Найти тему
Екатерина Узакова

Учитель без ежедневной практики - не учитель

Оглавление

Можно ли представить ситуацию, что, покупая в пекарне выпечку, буду советовать поменять рецепт и к совету обязаны прислушаться?

Или, допустим, после просмотра спектакля, я как зритель, то есть потребитель услуги, подхожу к режиссеру, и даю ему свои рекомендации, как лучше раскрыть образ того или иного героя, или какие должны быть декорации, освещение, костюмы.

Изображение AFP
Изображение AFP

Бред, не правда ли?

Ну тогда, может быть, вполне уместно давать советы врачу какие лучше выписать лекарства, или как оперировать? Это вообще странно. А как отреагируют рабочие, если я, проходя мимо, прикажу класть асфальт ровнее, и посоветую более качественную марку асфальта? Можно представить, что ответят рабочие. А почему, собственно говоря, я не могу давать советы? У меня же есть своё видение, своё представление о вкусном, красивом, удобном, качественном?

Как лечить, и как учить знают все

На заре своей преподавательской работы, когда только набиралась опыта, была во всём не уверена, уходила с каждого урока с полным ощущением фиаско и мыслью о том, что больше такие методы и приёмы использовать не буду. В это время произошла «судьбоносная» встреча с мамой одной из учениц. Мама пятиклассницы пришла выяснить ситуацию по учебе дочери, она была тверда, напориста, уверена в своей правоте. Я же, наоборот, напугана и растеряна. Опыта ведения разговоров с родителями не было никакого. Естественно, мама девочки объяснила мне, что я делаю всё неправильно, объясняю материал не правильно, домашнее задание проверяю кое-как, оценки ставлю просто ужас, как субъективно. Далее были даны рекомендации, как я должна вести записи в тетради, и в частности, словарь новых терминов. В качестве примера мне привели личный опыт, как в тысяча девятьсот бородатом году, в расцвет периода развитого социализма, образцово-показательно вёлся словарь самой мамой. Меня уложили на лопатки. Мама ушла, а я сидела и пыталась осознать полученную информацию. Из состояния коматоза меня вывели коллеги, которые стали случайными свидетелями нашего разговора, точнее сказать родительского монолога. Мне посоветовали не обращать внимания, мама эта известна всей школе, она всем даёт советы, так как считает, что в праве их давать. А почему? А потому, что в своё время закончила педагогический институт, ни дня в школе не проработала, так как были девяностые годы, надо было деньги зарабатывать и она их зарабатывала, продавая на рынке какие-то вещи. Но диплом-то дома на полочке лежал! А это документ, в котором написано, что его обладатель - учитель, а значит, может всех учить.

После этой истории я постоянно сталкивалась с дипломированными учителями без практики.

Опыт показывает, что это самая трудная категория родителей, потому что они уверены, что знают как надо. В своё время я ушла в декрет на два года, вернувшись, было полное ощущение профнепригодности, первые уроки давались тяжело, я чувствовала, как забыла элементарные приёмы дисциплины, как долго я сидела за подготовкой каждого урока, вспоминая методы и приёмы. Сейчас в моей голове работает автоматический конструктор урока, я его складываю, как пазл, а тогда я напоминала заржавевшую машину, которая медленно набирает скорость. Однако, многих дипломированных учителей без опыта работы такие нюансы не смущают, становясь родителями, они считают, что остаются профессионалами.

Сейчас в интернете можно встретить молодых блогеров, дающих педагогические советы.

Недавно прочитала пост о том, что профессию люблю, детей, люблю, но честно признаюсь, что жить на такие деньги нельзя, я еще молодая и амбициозная, поэтому увольняюсь из школы от своих любимых детей и отправляюсь зарабатывать деньги. Однако, продолжу давать рекомендации по воспитанию и обучению, записывайтесь на вебинар. Я бы вряд ли записалась на приём к врачу, который двадцать лет в бизнесе, но когда-то три года отработал в районной поликлинике и профессию врача до сих пор сильно любит.

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.