Найти в Дзене
Логика с эмоциями

Производство. Почему ракетные двигатели делают малыми партиями.

Всем привет! Сегодня расскажу почему ракетные двигатели для космоса делают малыми сериями.

Казалось бы, можно запустить в работу 60 двигателей сразу, а не по 10 штук каждый раз. Многие знают что авиационная промышленность и космическая имеют большие требования к качеству продукции, чем какая нибудь продуктовая "четверочка", которая может распродать что-то не очень хорошего качества по акции.

Так выглядит сборка, фото из личного архива, год 2014
Так выглядит сборка, фото из личного архива, год 2014

Изготовление двигателя очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, все ответственные детали имеют номера. Ведутся журналы, кто, когда и какую деталь под каким номером сделал, для того что бы своевременно выявить всю партию брака если таковая будет. Много ступеней проверки. Но бывает так что несколько обстоятельств накладывается и брак проходит незамеченным. В принципе ничего катастрофического нет, когда у Вас заклинит двигатель в машине по причине бракованной детали- от этого никто не умрет(естественно это плохо, и финансово ударит по карману). Но когда случится что-то с ракетой, то скорее всего, она упадет с дорогостоящими спутниками или еще чем нибудь, таким образом гораздо более дорогая поломка, так же есть репутационные риски, могут быть и человеческие жертвы

Поэтому есть испытания. протокол испытаний примерно следующий. Берутся 2 двигателя из партии случайным образом, один помещается в температуру +50 градусов Цельсия, другой в -50. После чего на стенде производят запуск двигателей. Если все прошло нормально, то двигатели пойдут на ракету (остается 8 штук). Если хотя бы один из двигателей отказал, то берутся еще 2 и испытание повторяются. Если они запустились -то оставшиеся идут в ракету (осталось 6 штук). Если из этих двух хотя бы один не запустился, то в брак списывают оставшиеся двигатели.

Топливный насос ракетного двигателя в разрезе, личный архив 2014 год. Качество не очень
Топливный насос ракетного двигателя в разрезе, личный архив 2014 год. Качество не очень

Вот и получается что лучше их делать по 10 штук 2+2 для испытания, и 6 в ракету (комплект). Иначе финансово будет очень тяжело списывать 46 двигателей если мало ли 2+2 не пройдут испытания из партии в 50 штук.

Подписывайтесь на канал, будет много интересной информации о промышленности, технологиях и людей которые в этой области работают.

Так же начал вести свой канал на youtube. Честно - сумбур на ютубе, но буду стараться над качеством и контентом.