В честь 50-летия модели рассказываем, как «Дайтона» из «гадкого утенка» стала звездой кольцевых гонок
Шел 1968-й год, Dodge более чем уверенно выступал на кольцевых гонках NASCAR, завоевывая победу за победой, а в составе команды был Ричард Петти — один из самых крутых гонщиков серии за всю историю. Казалось, Mopar в полнейшей безопасности, а парочке Dodge Charger и Plymouth Belvedere никто не сможет составить конкуренцию.
Но все изменилось в конце года, когда Ford выпустил на трек модель Torino, которая оставила бывшую звезду «Наскара» далеко позади. В это же время Петти понял, что с «Плимутом» ему уже не удастся поддерживать статус чемпиона и нанес команде еще один удар, перебежав к «Форду». Компании нужно было срочно разрабатывать новый план действий.
Единственным выходом было выставить на трек более мощного соперника, который смог бы не просто составить конкуренцию «Форду», но и превзойти его. Вариантов было два: либо форсировать мотор Hemi еще на 90 лошадиных сил, либо поработать над аэродинамикой. Первый вариант отмели почти сразу — двигатель и так работал на пределе своих возможностей. Для увеличения мощности пришлось бы собирать новый мотор, на что попросту не было времени. Поэтому ставка была сделана на снижение сопротивления.
Первой попыткой улучшить аэродинамику стала модель Charger 500. Автомобиль сделали более обтекаемым, сильнее наклонили заднее стекло и вынесли чуть ближе решетку радиатора. Но этого оказалось недостаточно — маслкар все равно был очень неустойчив на высоких скоростях, а сзади явно не хватало прижимной силы. Тогда-то инженеры Dodge и решились на, пожалуй, самый рисковый эксперимент в своей истории.
В то время знания об аэродинамике только начинали накапливаться, а антикрылья в кольцевых гонках не использовались вовсе. По крайней мере, так было до 1969 года, пока Dodge не решил сыграть на опережение, показав миру ту самую «Дайтону». Автомобиль построили на базе пятисотого Charger, но добавили 45-сантиметровый «нос» с покатой линией и огромное заднее антикрыло высотой 80 сантиметров.
Сказать, что машину встретили шквалом критики, это не сказать ничего — радикальная внешность «Дайтоны» даже сегодня выглядит довольно неоднозначно, что уж говорить о конце шестидесятых. Журналисты были в шоке от того, что такой агрегат не только будет выступать в NASCAR, но и ездить по дорогам общего пользования — в рамках программы омологации компании должны были выпускать минимум 500 дорожных версий гоночных автомобилей.
В середине апреля автомобиль официально представили публике, а уже в июне начались испытания. Во время первых скоростных испытаний «Дайтоны» пилотам удалось разогнать ее лишь до 310 километров в час, что было не сильно лучше показателей Charger 500. На их жалобы руководитель испытаний указал на кружащие над треком самолеты — конкуренты из Ford, разумеется, не могли пропустить такой день и лично прилетели посмотреть за первым испытанием.
Руководство Dodge предугадало появление внезапных гостей и решило пойти на небольшую хитрость — вместо гоночного мотора Hemi мощностью 620 лошадиных сил на трек вывели «Дайтону» с обычным 375-сильным двигателем. Когда соперники поняли, что особой угрозы Dodge не представляет и перестали пристально следить за тренировками, команда вывела на тесты настоящий Charger Daytona.
Даже со слегка доработанной аэродинамикой автомобиль смог преодолеть заветную отметку в 200 миль в час и разогнаться до 328 километров в час. А машину с гоночным двигателем удалось разогнать до сумасшедшей отметки в 391 километр в час. Добавляем к этому отличную прижимную силу, самую высокую устойчивость среди всех соперников и коэффициент лобового сопротивления 0,28 — на выходе получаем непобедимый автомобиль.
А вот гражданская Daytona любовь аудитории так и не смогла завоевать. Несмотря на относительно низкую стоимость в 4000 долларов, ее внешность продолжали считать довольно уродливой. Кроме того, машина оказалась еще и жутко непрактичной — из-за особенностей конструкции носа на «низких» скоростях до 100 километров в час она попросту не успевала охлаждаться и чуть ли не моментально перегревалась.
Первая гонка, как и первая попытка в улучшении аэродинамики, вышла не самой удачной — трасса оказалась настолько неровной, что большинство участников, включая главный конкурентов «Дайтоны», попросту отказались от участия. Dodge все же решил выступать и, разумеется, одержал победу, но согласитесь, чтобы опередить «Солярис» на «Вейроне», особых талантов не нужно. Так что первая победа обернулась для команды скорее разочарованием, нежели достижением.
Зато потом началась затяжная «минута славы» для Dodge — в 1970 году «Дайтона» завоевала «золото» в 80 процентах гонок! В марте того же года был установлен рекорд овала: 328,9 километров в час, который смогли побить лишь спустя 13 лет. А под конец звездного сезона команда отвоевала у заклятого конкурента своего пилота Ричарда Петти, пообещав ему построить к новому сезону самый мощный автомобиль, который превзойдет даже «Дайтону». Так появился Plymouth Superbird с такой же острой и длинной мордой и гигантским антикрылом, который продолжил одерживать победы и ставить рекорды «Наскара». Но это уже совсем другая история.
Юбилей «Дайтоны» отметили спецсерией Charger Hellcat из 501 экземпляра.