Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Кстати, персиковые деревья были приобретены Мамонтовыми в имениях Артёмово и Жилкино и росли в специально устроенной оранжереи.
Жизнерадостный вид девочки настолько понравился Валентину Серову, что он тут же предложил девочке позировать. Девочка согласилась, не подозревая, что ей придётся оставаться неподвижной по несколько часов в день.
Сам художник потом напишет: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».
Дань благодарности
Впервые Серова в усадьбе Абрамцево, которую известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов купил у дочери писателя Сергея Аксакова, привезла его мать Валентина Семёновна, в 1875 году. Ему тогда было тринадцать лет.
Ему здесь сразу всё очень понравилось. Особенно хозяйка усадьбы — Елизавета Григорьевна, женщина, умная, рассудительная, глубоко религиозная, полная противоположность его маменьке-нигилистке. Жена Саввы стала ему второй матерью, именно от неё он получил столь недостающее ему в жизни тепло и участие.
Он был ровесником старших сыновей Мамонтовых Сергея и Андрея и участвовал во многих абрамцевских «творческих безобразиях». Мальчик, которого здесь называли Антоном, т. к. он очень не любил своего имени, считался в мамонтовской семье совершенно своим.
Но со временем всё меняется, детские шалости уходят на задний план. Сам Валентин Серов взрослеет, становится художником, к слову, Савва Иванович всячески его поддерживал и помогал с заказами, и уезжает учиться заграницу. А когда возвращается в 1887 году из Италии, то желает одного «писать только отрадное».
Ему очень хочется сделать что-то для семейства, где он вырос и где ему всегда был приятно находиться. Так что картина «Девочка с персиками» становится своего рода «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставшего для художника в прямом смысле слова второй семьей.
Ну а для самой до Верочки это стало как бы данью по-родственному близким отношениям.
Вот что скажет художник Игорь Грабарь о картине: «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи».
Веру рисовали многие художники
Вера позировала двадцати двухлетнему Серову каждый день, почти два месяца. Работа над картиной началась в конце июля, а закончилась в сентябре, о чём свидетельствует нарисованная на картине желтеющая листва за окном и на столе. Потом Веру довольно часто будут рисовать другие мастера, но именно этот опыт позирования станет первым.
Место действия картины - столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. Соседняя комната, часть которой видна слева, так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых.
Там они читали по ролям произведения Александра Пушкина, Николая Гоголя, Ивана Тургенева, музицировали, дискутировали. Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Кстати, гренадера, который также запечатлён на картине, тоже расписал Серов. Эта фигурка, как и тарелка, изображённая на стене, по сей день находятся в Абрамцевском музее.
Художник сумел передать озорной характер своей модели, который легко читается на её лице. В её позе и одежде нет усталости и присущей для позирующих натужности. Кажется, ещё мгновение, и она упорхнёт, словно бабочка.
Окончив портрет, Серов подарит его матери девочки Елизавете Мамонтовой, которую он очень любит за её доброту и внимание. Елизавета Григорьевна размещает картину в той же комнате, где она и была написана. Сейчас там находится копия, а подлинник хранится в Третьяковской галерее.
Художник Михаил Нестеров, который часто бывал в Абрамцеве, скажет: «будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика еще не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично — еще чего доброго нарекут безумным».
Судьба девочки с персиками
Зритель не может увидеть будущее в глазах героини картины Валентина Серова. Впрочем, и настоящего тоже. Она настолько скромно одета, что глядя на неё ни за что не скажешь, что девочка - дочь богатого промышленника. Единственное украшение — яркий бант на блузке, которая кажется несколько мешковатой и слишком детской для одиннадцатилетней летней девочки. Именно эта розовая и блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины. Благодаря ей создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от самой героини.
Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Но что поделать, как говорится, из песни слов не выкинешь. В 1903 году Вера Мамонтова выходит замуж за Александра Самарина. В этом браке, заключённом по большой любви и вопреки воле отца жениха, один за другим родились трое детей: Юра, Лиза и Серёжа.
Счастье длилось менее пяти лет. В декабре 1907 года Вера умирает от скоротечной пневмонии. Детей на воспитание забирает её младшая сестра Александра...
Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не женится.
Публикация по теме: Идея написать картину родилась в Греции
Публикация по теме: История девочки с персиками
Публикация по теме: Лучший портрет императора
Публикация по теме: Портрет Мики Морозова