Кажется, происходит подвижка – Запад решился на диалог с Россией (насколько этот диалог окажется содержательным и конструктивным покажет время). Для Украины, Латвии, Эстонии и Литвы, сдается, могут наступить времена смутные. Как никогда надо будет держать нос по ветру.
Тут у нас интереснейшие события наклевываются! Президент Путин, по приглашению президента Макрона побывал во Франции. Поставленная на обсуждение повестка дня была не так, чтобы очень захватывающая и актуальная – парижское соглашение по климату, дела на Украине и т. д. Но встреча холодным ветерком обдула головы политиков из некоторых постсоветских республик.
А все из-за того, что на пресс-конференции двух лидеров был задан, казалось бы, совсем сегодня не актуальный в отношениях России и Франции, вопрос: что думает Путин, о возвращении России в G8? В ответ прозвучало: есть двадцатка, вполне подходящий формат, мол, попросят – посмотрим.
Были там еще мелочи, случившиеся уже после визита. На Украине психанули по поводу заявления Макрона о том, что Россия это Европа (кстати, надо еще подумать, есть ли, чем гордится, когда нашу страну ставят в один ряд со старушкой). И вообще, обсуждали украинские дела без украинского непосредственного участия (а пора бы уже к этому и попривыкнуть). Но это, повторимся, мелочи.
Главное, на слова о превращении с помощью России «семерки» в «восьмерку» мгновенно отреагировал Трамп. В том духе, что он готов рассматривать этот вопрос «благосклонно». То есть, сделал отмашку. И понеслось – стали обсуждать тему снятия санкций, выстраивания нормальных отношений, что плохо понимали русских и т. д., и т. п. При этом, антироссийская риторика только усилилась.
В Хельсинки Владимир Путин был приглашен финским президентом уже конкретно обсуждать налаживание отношений с Евросоюзом (проблема полетов истребителей над Балтикой и прочие публично заявленные «вопросы» представляются пустячными).
На самом деле, о реальном присоединении России к G7 речи, конечно, не идет. Пока, во всяком случае.
Но, думается, в обозримом будущем мы станем свидетелями интереснейшего цирка, который нам покажут, в частности, политики в прибалтийских республиках и на Украине. Ведь, что, по существу, происходит? Хозяева, кажется, вот-вот сообразят: пришло время перемен в отношениях с Россией.
А евромелочь оказалась в дурацком положении. Она, наконец, доперла – мясо будут делить и лопать без нее, а ей придется довольствоваться косточкой. То, что ей достанется и в сравнение не идет даже с тем, что она имела до 2014 года. Ведь надо иметь в виду – как бы политики Латвии, Литвы и Эстонии не выеживались, а товарооборот с Россией у них растет год от года не просто так. Россия по-прежнему остается для них одним из ключевых торговых партнеров. Причем, если прибалты вынуждены импортировать товары из ЕС, то в Россию они могли бы экспортировать свою продукцию (те же овощи, молоко, шпроты и прочую кильку).
Страны ЕС, Великобритания и США, по отдельности или скопом, но начнут с Россией договариваться и, рано или поздно, договорятся. Так же, как это случилось после окончания гражданской войны – в двадцатые годы прошлого века - к Советской России потянулись и США, и Швеция, и Великобритания и прочие, и прочие. Тогда в выгоде оказались те, кто успел первым.
«Буферу», которым решили стать Латвия, Литва, Эстония, Украина и Польша в этом случае останутся только американские и натовские базы.