По версии следствия, находясь под домашним арестом обвиняемый может установить связь с другими фигурантами дела. Сам Костенок заявил, что познакомился с одним из «подельников» именно в изоляторе временного содержания.
Мосгорсуд рассмотрел жалобу фигуранта «дела 212» Валерия Костенка на решение Басманного суда о заключении его под стражу. Костенок обвиняется по ч. 2 ст. 212 – участие в массовых беспорядках. По версии следствия, они имели место во время акции в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму 27 июля.
Поддержать Валерия Костенка в Мосгорсуд пришли лидеры партии «Яблоко» – Григорий Явлинский и Эмилия Слабунова, а также муниципальные депутаты и активисты партии. Сначала приставы не допустили к заседанию Явлинского, но судья потребовала пропустить политика в зал. В суде первой инстанции поручительства для избрания меры пресечения, не связанной с арестом, представили члены руководства «Яблока», муниципальные депутаты и общественные деятели. В Мосгорсуде были также представлены поручительства от режиссера Павла Чухрая, политолога Леонида Гозмана и директора российского отделения Amnesty International Натальи Звягиной.
Адвокат Гаджи Алиев просил отменить решение Басманного суда о заключении Костенка под стражу до 11 октября. Защитник отметил, что реальных фактов, свидетельствующих, что Костенок может мешать следствию и оказывать давление на свидетелей – нет.
— Рассматривая вопрос об избрании меры пресечения, суд обязан в каждом случае рассматривать вопрос об избрании более мягкой меры. Нужны фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о реальной возможности скрыться или воздействовать на следствие или свидетелей. Данных о том, что Костенок может это делать, нет. У него нет недвижимости и активов за границей, за него поручились многие уважаемые люди, которые лично его знают, они характеризуют его исключительно положительно. Никаких фактов, как Костенок может помешать следствию, не представлено.
Сторона обвинения также ходатайствовала об избрании мерой пресечения домашний арест.
Прокурор заявил, что Костенок не может помешать ходу следствия.
Сам обвиняемый отметил, что в Басманном суде следователь заявил, что он может мешать следствию тем, что установит связь с «подельниками» – другим фигурантами дела. Костенок ранее не был знаком с ними, но в ИВС «Медведково» его поместили в одну камеру с обвиняемым по этому делу Губайдулиным:
— Следствие со мной никак не работает. За прошедшую неделю со мной не провели никаких следственных действий, но поместили в одну камеру с другим фигурантом «дела 27 июля» Губайдулиным. Повлияло ли это как-то на ход следствия? Я не знаю. Поэтому я не вижу никакого смысла в моем нахождении под стражей.
Костенок также заявил, что его содержание в СИЗО экономически невыгодно. «Я постоянно здесь знакомлюсь и общаюсь с новыми умными и образованными людьми. Они все солидарны с моими взглядами. Учитывая, что сторонников действующей власти вообще трудно найти сегодня, мои взгляды для них быстро становятся альтернативой. Потом нас всех еще сажают за один стол и власть платит нам за обед, завтрак и ужин», — сказал обвиняемый в ходе судебного заседания.
Судья Людмила Смолкина оставила решение Басманного суда без изменений. Адвокат Гаджи Алиев заявил WhiteNews, что перспективы изменить меру пресечения остаются и закон полностью на стороне Валерия Костенка:
— Чтобы дальше обжаловать решение, мне нужно получить мотивировочную часть. Это может занять 2-3 недели. Как получу решение на руки, буду иметь представление о тех доводах, на основании которых принято такое решение. Рано или поздно Валеру отпустят под домашний арест, закон здесь полностью на его стороне, потому что нет никаких доказательств, что он может мешать следствию.
Григорий Явлинский заявил журналистам, что дело о «массовых беспорядках» является политическим и повторяет сценарий «Болотного дела».
— Суд не учел доводы адвоката и прокуратуры и оставил 20-летнего студента Валерия Костенка под стражей. Это очень жестокое решение и оно направлено на ужесточение отношений между обществом и государством. К жестокости прибегают те, кто точно знают, что они не правы, они жестоки и несправедливы от страха. Это происходит потому, что суд знает, что защищает неправовые позиции. Это, безусловно, политическое преследование, потому что нет пострадавших, разрушений, предмета для уголовного дела.
Уголовное дело о «массовых беспорядках» возбуждено 30 июля. По версии следствия, в ходе акции в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму 27 июля в Москве участники устроили беспорядки. Совет по правам человека при президенте потребовал от прокуратуры проверить законность возбуждения уголовного дела. Наблюдатели от СПЧ, присутствовавшие на акции, заявляют о мирном характере действий протестующих.