Найти тему
mebel-pro4

Производство мебели в одиночку. Мебельные шаблоны.

Кто думает, что самое сложное в мебели – сборка, имейте в виду, самые большие зарплаты у дизайнера, конструктора, технолога, а у сборщика мебели – так себе. Сборка – занятие простое и даже приятное, при соответствующем оборудовании. Но у любителя делать мебель своими руками, какое в квартире или гараже оборудование? Вот об этом поговорим.

Упрощая, можно назвать два способа сборки мебели: 1) приложить одну деталь к другой, как на чертеже, и просверлить обе, а затем скрепить конфирматом, и 2) разметить обе детали, насверлить в них отверстия, а затем приложить друг к другу и скрепить конфирматом.

Первый способ быстрее, но тяжелее, требует опыта и сноровки, и всё равно зачастую приводит к погрешностям сборки. Единственный плюс – скорость. Однако, если учесть потери времени на исправление погрешностей, то и скорость получается не плюс.

Второй способ – фабричная сборка. Детали попадают на сборочный стол полностью готовыми для соединения в изделие. Но на фабрике то самое оборудование, большое и дорогое.

В реальности, в мебельных фирмах применяют оба способа сборки. Установка ряда креплений требует предварительной разметки и подготовки деталей. (см. наши предыдущие статьи)

Мы сторонники фабричного способа сборки. А вопрос с оборудованием снимается за счёт использования различных сверлильных шаблонов и других оправок и приспособлений. Их можно купить, не дорого, но всё-таки за пару десятков долл., например, на AliExpress, или сделать самому за гораздо меньшие деньги. Тем более, что предлагаемые шаблоны имеют фатальные недостатки.

Что вообще нужно сверлить? Несколько отверстий в торец детали ровно посредине, и несколько отверстий в пласть детали на разных расстояниях (здесь и далее речь идёт о ЛДСП толщиной 18 мм).

Рис. 1. Используемые отверстия для крепления мебельных деталей.
Рис. 1. Используемые отверстия для крепления мебельных деталей.

Например, для конфирматов можно сделать простейший шаблон из чего угодно (более подробно см. «стань мастером»), как показано на рис. 2

Рис. 2. Простейший шаблон.
Рис. 2. Простейший шаблон.

По такому принципу устроены почти все предлагаемые на рынке шаблоны.

Шаблон прикладывают либо к торцу, либо к пласти детали и сверлят через отверстие. При этом шаблон удерживают рукой – это довольно сложно, поскольку сверло вследствие неизбежных люфтов пытается сдвинуть шаблон – и сдвигает.

Вывод: шаблон должен крепиться на детали жёстко, например, струбциной. Лучше всего сделать струбцину и шаблон одним устройством, чтобы не возиться каждый раз с установкой. На рис. 3 показано, как струбцина через просверленное в ней отверстие крепится шурупом к шаблону.

Рис. 3. Пример шаблона для установки шкантов.
Рис. 3. Пример шаблона для установки шкантов.

В таком шаблоне предусмотрены два отверстия для сверления – в торец и в пласть.

Логично разместить на шаблоне отверстия для пары креплений, например, конфирмат и эксцентрик, как показано на рис. 4.

Рис. 4. Комбинированный шаблон конфирмат–эксцентрик.
Рис. 4. Комбинированный шаблон конфирмат–эксцентрик.

Ширина шаблона (на чертеже - 80 мм) выбирается произвольно из соображений, чтобы струбцина по центру не мешала сверлить.

Внимание! Линии, проходящие через центры отверстий, нужно вывести на все видимые стороны шаблона. Они используются для позиционирования шаблона с помощью рулетки.

Разумеется, отверстия в шаблоне – это износостойкие втулки. Их можно (и придётся) купить, например, на том же AliExpress. Широко используются также внутренние обоймы подшипников. Установить сами подшипники – если они помещаются – можно, однако практика показывает, что выигрыша это не приносит, а работы куда больше. На каждое отверстие понадобятся 2 обоймы подшипника, их соосность проверяют сверлом, для которого они предназначены (рис. 5).

Рис. 5. Сверло должно без затруднения проходить через втулки.
Рис. 5. Сверло должно без затруднения проходить через втулки.

И, наконец, из чего делать сам шаблон. Проще всего, но довольно надёжно – из многослойной фанеры толщиной не менее 18 мм. Больше – лучше.

Главное – разметка с точностью не хуже 0,1 мм. При разметке учитывайте толщину фанеры. Части шаблона скрепляйте шурупами, а после успешных испытаний добавьте в соединение клей.

Если испытания покажут, что точность нарушена, можно исправить шаблон за счёт тонких прокладок, или, убирая лишний материал, или, сдвигая части шаблона друг относительно друга. Фанера легко обрабатывается, и не так дорога, то есть испорченную деталь можно спокойно выбросить и сделать новую.

Конечно, описанный шаблон не лишён недостатков. Но, об этом в следующей статье.