"Разве может быть счастье за счёт несчастья других?"
х/ф Сталкер
В мае 1980 года советский зритель впервые увидел фильм "Сталкер" режиссера Андрея Тарковского. Премьера картины состоялась в кинотеатре "Мир" на Цветном Бульваре, но особого впечатления на отечественных кинокритиков она не произвела. По-настоящему знаменитым "Сталкер" стал в 1981 году, после того, как его показали на Каннском фестивале.
Отзывы на этот фильм совершенно разные: кто - то называет его любимым фильмом и видит в нем глубокий философский смысл, искренне восхищаясь задумкой автора, кто - то же считает фильм слишком затянутым, слишком медленным, слишком несовременным, слишком непонятным.
Давайте и мы с вами, дорогие читатели, попробуем решить для себя вопрос о том, о чем же эта картина и почему она стала знаменитой.
Фильм снят по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Многие зрители, читавшие книгу, и многие читатели, смотревшие фильм, отмечают, что книга и фильм достаточно сильно отличаются друг от друга. Говорят, что это две разные истории. Известно, что Стругацкие не один раз переписывали сценарий по просьбе Тарковского.
Фильм, что называется, максимально "обезличен". По сюжету фильма действие происходит в вымышленном пространстве. Зрителю не рассказывают о том, в каком месте, в какой точке на карте, оно происходит. Не знаем мы и времени, в которое происходят события, показанные в фильме. Не знаем имен героев, которые предстают перед нами на экране. У них есть лишь прозвища. Сталкер (Александр Кайдановский), Писатель (Анатолий Солоницын) и Профессор (Николай Гринько). Именно двое последних, наняв Сталкера в качестве проводника, попадают в запретную Зону. У Сталкера есть Жена (Алиса Фрейндлих) и дочь по прозвищу Мартышка ( Наташа Абрамова). Мартышка не может ходить, но обладает способностью перемещать предметы в пространстве.
Еще один персонаж картины - Зона. Зона Тарковского живая. Она появилась по причине того, что лет за двадцать до происходящих в фильме действий на Землю упал метеорит. С тех пор в месте его падения начали происходить аномальные события. И, как следствие - Зону стали охранять, проход в Зону гражданам запретили.
Зона меняется ежесекундно, и герои это чувствуют. Меняется её "настроение"- тем же путём, что Сталкер шёл в прошлый раз, героям повторно пройти нельзя, потому что старый путь пропал, а на новом можно попасть "в ловушку". Чтоб избежать "ловушек", Сталкер кидает впереди себя гаечку с повязанным на нее светлым кусочком ткани.
Герои отправляются в Зону, чтобы попасть в Комнату Желаний. Сталкер водит в Комнату туристов, но никогда не заходит в неё сам. Особенность комнаты состоит в том, что она исполняет не то желание, которое озвучивает человек, а его истинное, глубинное желание, о наличии которого он может даже и не догадываться. Из фильма мы узнаём историю-легенду еще об одном сталкере по прозвищу Дикобраз. Однажды Дикобраз зашел в комнату желаний с просьбой о возвращении к жизни его погибшего брата. Через неделю после посещения комнаты Дикобраз страшно разбогател. Он не смог пережить того факта, что Зона лучше знала его истинные намерения, чем он сам, и решил уйти из жизни.
Когда герои доходят до Комнаты, выясняется, что Писатель решил не заходить в комнату, потому что, как мне кажется, он испугался своих сокровенных желаний. Своим же спутникам он сказал, что раз он не может использовать Комнату в своих целях, то и смысла в нее заходить попросту нет. Профессор приходит в Зону, чтобы взорвать комнату. Оказывается, что в Зоне он не первый раз. Сталкер убеждает ученого не исполнять свой страшный план, потому что Комната Желаний - это Надежда. Пока есть комната, у человечества есть Надежда.
Герои проходят большой путь, но так и не решаются осуществить то, зачем они изначально шли - зайти в Комнату. Видимо, смысл их путешествия был в другом - найти себя в этом пути. Зона меняет их, и домой они возвращаются иными.
В конце своего путешествия Сталкер, Писатель и Профессор снова оказываются в том же кафе, откуда отправились в Зону. Именно в это кафе за Сталкером приходит его Жена, роль которой исполняет великолепная Алиса Фрейндлих. Это мой любимый персонаж в фильме. Она - воплощение Веры, Надежды и Любви. Именно их ищут все герои фильма и не могут найти по разным личным причинам. Мне кажется, что Сталкер не заходит в Комнату Желаний именно по причине того, что его желание уже сбылось, он нашёл всё то, чего искал в этой жизни.
Один из моих любимых моментов в фильме - монолог Жены Сталкера. Вот его текст: " Вы знаете, мама была очень против. Вы ведь, наверное, уже поняли, он же блаженный. Над ним вся округа смеялась. А он растяпа был, жалкий такой... А мама говорила: он же сталкер, он же с-смертник, он же вечный арестант! И дети. Вспомни, какие дети бывают у сталкеров... А я... Я даже... Я даже и не спорила... Я и сама про все это знала: и что смертник, и что вечный арестант, и про детей... А только что я могла сделать? Я уверена была, что с ним мне будет хорошо. Я знала, что и горя будет много, но только уж лучше горькое счастье, чем... серая унылая жизнь. (Всхлипывает, улыбается.) А может быть, я все это потом придумала. А тогда он просто подошел ко мне и сказал: "Пойдем со мной", и я пошла. И никогда потом не жалела. Никогда. И горя было много, и страшно было, и стыдно было. Но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот".
________________________________________________________________________________________
Посмотрите этот фильм, дорогие читатели, если вы еще вдруг его не видели, или пересмотрите вновь. "Сталкер" - это наш путь к себе, к своей сущности и к своим истинным мечтам.
Благодарю за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, буду рада видеть вас вновь! :)