Каждое поколение жителей планеты сталкивается с парой-тройкой изобретений, внедрение которых существенно влияет на уклад нашей жизни и даже саму логику поведения. Проявляется это и в области охранной техники. Век назад сигнализация казалась чем-то фантастическим, полвека назад о видеонаблюдении никто и не слыхивал. А ведь они существенно повлияли на криминальный мир — преступникам сегодня приходится затрачивать намного больше интеллектуальных и физических усилий для осуществления своих замыслов. Что станет следующим явлением, способным поломать наши привычные представления о реальности? Один из претендентов на очередной пересмотр почти всего набора типичных сценариев — беспилотные летательные аппараты. Прогресс малого авиастроения в сочетании с достижениями робототехники вывел «дроны» из заоблачных разведывательных высот. Недалёк час, когда роботизированные летательные аппараты начнут отлавливать нарушителей скоростного режима на дорогах, разбрасывать рекламные листовки и доставлять небьющиеся товары владельцам удалённых частных домов. И с этим, уважаемые, придётся считаться.
Ещё недавно БПЛА принято было относить к военной технике. Однако в последние десять лет появились и производители, и заказчики гражданских и промышленных беспилотных аппаратов. Активно развивается рынок, суетятся маркетологи: техника не из дешёвых, но возможности она предоставляет фантастические. На выставках, связанных с охранной техникой, беспилотники присутствуют уже достаточно давно. В одном из репортажей с выставки «Интерполитех» 2008 года мы посвятили БПЛА целую главу, хотя тогда, пять лет назад, беспилотные аппараты уже не считались экзотикой. К примеру, структура МЧС в Приволжье на тот момент уже вовсю проводила тестирование ижевских беспилотников ZALA. Но всё равно в реальность внедрения БПЛА в повседневную практику как-то не верилось: уж больно по-игрушечному выглядели эти самолётики.
В последние несколько лет активность вокруг беспилотников усилилась: цена, наконец, встала на одну доску с возможностями. В госструктурах появились консультанты с достаточно широким кругозором, и взоры начальства устремились в небо. Чтобы не нести громадные убытки от лесных пожаров, может быть, следует запустить по продуманному маршруту дрон с тепловизионной камерой? Собственно говоря, почему бы нет, если финансирование позволяет. Появились перспективы окупаемости беспилотников и в качестве бизнес-вложений. И прежде всего — благодаря уникальным возможностям наблюдения с воздуха. Теле- и тепловизионные камеры в ходе развития технологий существенно потеряли в весе и отлично вписались в БПЛА в качестве полезной нагрузки. В результате небо начало постепенно заполняться жужжащими конструкциями всех форм и расцветок, получившими общее название «дроны». Пока это слово считается жаргонным, однако в прессе уже вовсю упоминается без кавычек: БПЛА становятся частью окружающей реальности.
От мала до велика
Важнейшими параметрами любого летательного аппарата, в том числе и беспилотного, являются его, простите за банальность, лётные качества. На второе место следует поместить устойчивость к атмосферным воздействиям — не только к влажности, дождю и обледенению, но и к ветру. Однако с точки зрения пользователя главные характеристики, по которым обычно сопоставляют между собой и выбирают БПЛА — время в полёте и полезная нагрузка. Интересно, что в большинстве гражданских приложений скорость полёта, как правило, желательна невысокая, в особенности при решении задач наблюдения с воздуха и аэрофотосъёмки.
Полезная нагрузка у всех без исключения летательных аппаратов — всегда дефицит. О том, чтобы создать полноценный дрон-грузовик, до недавнего времени даже речи идти не могло. Тем не менее, в разработке у концерна Lockheed и его партнёрской компании Piasacki Aircraft уже несколько лет находится проект грузового БПЛА, способного поднять в воздух и перевезти «из пункта А в пункт Б» автомобиль. Устройство к тому же будет обладать возможностью вертикального взлёта и посадки.
Максимальное время летательного аппарата в полёте определяется бортовым запасом энергоносителей. Длительность нахождения БПЛА в воздухе в настоящее время исчисляется скорее минутами и часами, чем сутками. Оговоримся — если двигатель аппарата использует жидкое топливо либо аккумуляторные батареи. Сравнительно недавно стало реальным использовать для питания двигателей солнечные элементы — именно такой аппарат под названием Solara 50 в настоящее время находится в разработке в конструкторском бюро компании Titan Aerospace. Эту категорию дронов, рассчитанных на стратосферные полёты, ещё называют «атмосферными спутниками». Размах крыльев Solara 50 составляет 50 метров, то есть аппарат будет относиться к классу крупных. Solara будет способна парить на высотах 15-20 километров месяцами и выполнять как военные, так и гражданские миссии. Фотографии, сделанные с такой высоты, существенно превышают по разрешению то, что могут предложить искусственные спутники Земли. Аппараты будут ориентированы преимущественно на задачи картографии, метеорологии и ведения наблюдения за географически протяжёнными объектами.
Если стратосферные гиганты по дизайну напоминают аистов, то на другом конце спектра беспилотников — «комары и мухи». Дроностроительная отрасль оказалась подверженной моде на миниатюризацию, поскольку физические габариты пилотов в конструкции аппаратов учитывать не приходится. Главное — удержать баланс между собственным весом, полезной нагрузкой, запасом энергоносителей и подъёмной силой. Такого рода БПЛА может поднять в воздух миниатюрную камеру с беспроводным передатчиком и пару десятков минут кружить над объектом. Намеренно сбить такой аппарат крайне проблематично, и с этой точки зрения он неплохо защищён. Правда, налетевший шквал способен унести «комарика» далеко за пределы досягаемости беспроводной связи, и тогда уже гудбай, инвестиции.
С 2007 года в центре робототехники университета Мэриленд (США) идут разработки беспилотника на принципиально ином типе движителя, чем у обычных промышленных летательных аппаратов. Принцип действия аналогичен птичьему крылу, с которого учёные попросту срисовали конструкцию. В небе этот аппарат настолько напоминает летящую птицу, что его неоднократно пытались атаковать ястребы. Такой БПЛА способен, прикинувшись птичкой, вести наблюдение за объектом на протяжении длительного времени. Обычным дронам такая задача не по зубам: слишком уж примерны по внешнему виду и, естественно, по звуку.
Как правило, дроны конструктивно повторяют своих старших братьев — пилотируемые воздушные суда. Здесь есть самолёты почти всех разновидностей и вполне традиционные вертолёты. Исключение составляют разве что квадрокоптеры (четырёхвинтовые вертолёты), управляемые при помощи микроконтроллера, который распределяет тягу между четырьмя винтами. Аппарат настолько прост в реализации, что игрушки, работающие на этом принципе, в последние несколько лет стали достоянием китайских веб-магазинов. А одним из наиболее курьёзных с точки зрения конструкции беспилотников является… авианосец — аппарат Tempest, берущий на борт два сверхмалогабаритных дрона Cicada. Этот комплект, спроектированный исследовательской лабораторией американских военно-морских сил, уже находится в завершающей стадии разработки.
Разведчики и убийцы
Назначение первых беспилотных аппаратов было совершенно определённым — убивать людей. Первый в истории непилотируемый полёт состоялся в 1916 году, когда американский инженер Элмер Сперри поднял в воздух «летающую торпеду», управляемую системой гироскопов. Работая по заказу ВМФ, Сперри вскоре переключился на летающие бомбы — прообраз современных крылатых ракет. К категории БПЛА эти продукты не относятся, поскольку их полётный цикл не предполагает возвращения на базу и посадки. Американцы к идее беспилотника вернулись уже в 70-е, а с ними и авиаконструкторы Израиля, постоянно втянутого в военные конфликты. Однако радиоуправляемый БПЛА был создан англичанами — ещё до Второй мировой войны в небе появилась летающая мишень Queen Bee. Именно этот самолёт моряки окрестили «дрон» — трутень. Этот гидросамолёт запускался с авианосца при помощи катапульты, а по окончании миссии садился на воду. Попасть в «дрона» удавалось крайне редко; есть версия, что пренебрежительное прозвище прилепили к беспилотнику раздосадованные итогами стрельб корабельные зенитчики.
Сегодня БПЛА также применяются на авианосцах, в частности, крупные американские машины X-47B, использующие технологию «стелс». Это уже не отдельный аппарат, а целая лётная система с автоматическими процедурами взлёта, полёта, дозаправки в воздухе и посадки. Такие аппараты могут неделями «висеть» в воздухе, при необходимости перебрасывая друг другу запас топлива. А бортовые средства самодиагностики вовремя сигнализируют, если БПЛА потребуется обслуживание.
Американские военные беспилотники несут боевое дежурство в Йемене, Сомали, Ираке, Пакистане и Афганистане — это, как правило, средние дроны Predator и Reaper. Неплохо устроились: обкатывают технику и нарабатывают навыки пилотирования на реальном противнике. Мол, талибов «не жалко». Из американских центров управления «рулят» и находящимися в Афганистане британскими БПЛА. Британская общественность, узнав об этом в мае 2013 года, развернула целую кампанию против использования беспилотников. Однако возмущение быстро стихло, а пиарщики оборонного ведомства запустили ответную информационную волну: вроде как английский контингент в Афганистане, наоборот, арендует американские машины, экономя деньги налогоплательщиков. Общественность возмутилась и этим: мода на протестные настроения ещё не успела схлынуть.
Германский аппарат, управляемый НАТОвскими операторами, над территорией Афганистана едва не столкнулся с пассажирским самолётом. Широкой публике это стало известно лишь после «слива» снятого бортовой камерой дрона видеофрагмента на социальный видеохостинг YouTube: до катастрофы оставалось, возможно, менее метра. При этом американские беспилотники по-прежнему продолжают патрулировать аэропорт Кабула, а вот немцев, похоже, произошедшее шокировало. Министр обороны страны немедленно отказался от участия ФРГ в совместной разработке европейского БПЛА Euro Hawk, сославшись на дороговизну. Однако дело скорее всего не в этом: дроны могут стать источником серьёзных проблем и в воздушном пространстве, и на земле. Законодательство, регулирующее эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов и систем, даже в цивилизованных странах пока ещё является слишком сырым. А в сопоставлении с пассажирским и грузовым авиатранспортом БПЛА напоминает мопед на автостраде. Регистрации не надо, стоит на пару порядков дешевле, летает медленно — вот и путается игрушка под колёсами серьёзных машин, создавая риски серьёзных аварий.
Сообщения об авиакатастрофах с участием беспилотников поступают весьма регулярно — например, в апреле этого года древний БПЛА ещё советского производства с российскими красными звёздами на плоскостях до полусмерти напугал жителей казахского села Балкудук, с грохотом рухнув на землю. В Интернете даже появился ресурс, агрегирующий ссылки на информацию об авиапроисшествиях с беспилотными аппаратами. О громких катастрофах с человеческими жертвами пока читать не приходилось, однако дроны подбираются всё ближе, не щадя уже транспортную авиацию. Недавно на волне обсуждения истории с германским беспилотником в афганском небе всплыла информация о том, что германский дрон изрядно «начудил» на земле — столкнулся с грузовым самолётом, находившимся на стоянке. По записям с бортовой камеры БПЛА, выложенным в Интернете, вы можете подумать, что речь идёт о «взбесившемся роботе»: самолётик спокойно набирает скорость, от него разбегается перепуганный личный состав, затем впереди возникает профиль неподвижного аэроплана, удар, запись обрывается. Но к столкновению железку вела не автоматика, а живой оператор. Сотрудник, как выявило дознание, не имел понятия, как затормозить дрон и выключить двигатель. Мол, я ни при чём, «оно само».
С нашей отраслевой точки зрения, БПЛА представляют собой некий механизм для размещения летающих камер. Правда, чем-то напоминает PTZ? Вправо, влево, подлетел-отлетел, управляется джойстиком. Однако давайте отодвинем в сторону иронию. Традиционная для центров видеомониторинга проблема поддержания адекватной квалификации операторов в сфере беспилотной авиации становится критически важной. Профессия «удалённого пилота» пока ещё достаточно нова — по крайней мере, её гражданская разновидность. Вот как высказался об операторах дронов знакомый лётчик гражданской авиации: «Должна смениться пара поколений, пока кабинетным летунам можно будет доверять. А пока, извините, небо принадлежит нам».
Пока, слава небесам, ни одной жизни пилота и пассажира на счету беспилотников нет. Однако с преднамеренными убийствами у этих аппаратов всё куда результативнее. В январе этого года в небольшом йеменском городке вооружённый ракетами американский БПЛА преследовал сразу два автомобиля с предполагаемыми боевиками «Аль-Каиды». Выпустив боезапас, дрон — а если быть точнее, его оператор — лишил жизни не только бандитов, но и мирных жителей (число жертв в разных источниках варьируется от 4 до 8). История попала в СМИ, разразился и потух очередной скандал, но практика дистанционного боевого патрулирования никуда не делась: беспилотники продолжают использоваться в «горячих точках» без каких-либо ограничений.
Будем надеяться, что военные пилоты БПЛА всё же найдут себе объекты для тренировки, свободные от гражданского населения. С точки зрения PR, сообщения такого рода сильно подрывают репутацию беспилотников как таковых и потому тормозят прогресс этой «конверсионной» отрасли. Комиссия по правам человека ООН уже поставила вопрос о необходимости регулирования любых операций с применением военных роботов — как минимум, человечество должно договориться не позволять электронным устройствам самостоятельно принимать решения о поражении живых целей. На данный момент речь идёт лишь о наземных системах, однако вполне логично распространить эти требования и на боевые БПЛА. Применяя для распознавания целей видеоаналитику, дроны в принципе способны обнаруживать с воздуха объекты, классифицируемые как цель. Ничто не мешает автоматике отдать команду на поражение — кроме Первого закона робототехники Азимова, при любых условиях запрещающего роботу убийство человека.
Чего никак не мог предполагать писатель Азимов, так это того, что роботы будут подвержены болезням. Мы по умолчанию надеемся, что операционные системы и прикладной софт, на базе которого реализовано управление БПЛА, стабильны и неуязвимы. Реальность опровергает это предположение: по сообщению ряда источников, компьютеры на авиабазе Крич в американском штате Невада, на которых выполняется ПО, управляющее движением беспилотников Reaper и Predator, осенью 2011 года оказались инфицированы вирусом-кейлоггером (клавиатурным шпионом, записывающим последовательность нажатия клавиш для кражи паролей и иных конфиденциальных данных). Как-то не по себе от этой информации: если террористы найдут способ перехватить управление дронами, остальной части человечества может прийтись туго.
Безопасность или угроза?
Стремительно набирающие популярность дроны, судя по всему, могут превратиться не только в средство обеспечения безопасности, но и в ещё одну угрозу в дополнение к и без того раздутому списку опасностей. Представьте себе: вы с друзьями на берегу живописного озера жарите шашлык. Жена приятеля пошла в кусты переодеваться. Приближается мерное жужжание, появляется коптер. Блеснул объектив, и через пару минут в YouTube появляется «прикольное» видео. Понятно, что администраторы видеохостинга заблокируют ролик по вашей просьбе. Возможно, что удастся привлечь к ответственности и юзера, залившего видео на всеобщее обозрение. Однако как быть с теми, кто решил поразвлечься при помощи воздушных игрушек? Никаких регистрационных номеров, опознавательных знаков — в общем, лафа.
Поскольку ценовой порог обладания БПЛА месяц от месяца снижается, а радиоуправляемые модели для бытового использования прогрессируют, угроза использования «летающих игрушек» в незаконных целях становится всё более ощутимой. Из показаний тщательно охраняемого свидетеля Гаспаре Спатуццы следует, что сицилийская мафия ещё четверть века назад организовала собственные исследования по поиску способов доставки взрывных устройств по воздуху. Боссы «коза ностры» братья Гравьяно лично приказали Спатуцце заняться радиоуправляемыми моделями, пригодными для «адресной доставки» небольших количеств взрывчатки. Идея использовать дроны — игрушечные или настоящие — для доставки взрывчатки, похоже, носится в воздухе: в этом году германские спецслужбы выявили целую сеть исламских террористов, готовивших нападения с использованием моделей. В результате рейда были конфискованы технические средства, материалы и чертежи: всё выглядело совершенно реальным.
Что делать? Запретить продажу игрушек? Но это всё равно что останавливать токсикоманию, запретив продажи автомобильного бензина. Сегодня сделать работоспособный дрон может и любитель. Хорошо, если этот энтузиаст работает на стороне сил добра, как, к примеру, белорусский эксперт-криминалист А.Внукович. Ещё в 2007 году он самостоятельно спроектировал и построил радиоуправляемый планер с метровым размахом крыльев, оборудовал его камерой и запустил искать самогонщиков, укрывшихся в лесном массиве. Не дожидаясь, пока правоохранительные органы объявят тендер на разработку и поставку за громадные деньги.
Поскольку дронами активно обзаводятся и бандиты, и полицейские, вполне вероятно ожидать, что в воздухе может начаться «войнушка», и с неба посыплются обломки аппаратов. Где война, там и затраты — соответственно, ситуация скажется и на рынке. Некоторые производители, предвидя обострение воздушной обстановки, начинают предлагать вполне адекватные технические решения. Пример — устройство Drone Shield («защита от дронов»), которое «вычисляет» БПЛА по звуку и даже классифицирует их. Продажная цена, на которую ориентированы производители, не будет превышать 69 долларов. Интересно, что из списка обнаруживаемых моделей «вымарали» сверхпопулярные дроны Predator. Вполне возможно, это «жест доброй воли»: с американскими силовиками лучше не конфликтовать.
Если рассматривать беспилотники в конфликтной перспективе, следует ждать появления оружия, специально ориентированного на воздушные бои удалённых операторов. Попробуйте представить себе продвинутые мини-ракеты класса «земля — дрон»… Впрочем, никто никогда не изымет из арсенала общедоступные рогатки, а также луки, охотничьи ружья и прочие доступные простым гражданам техсредства. Гражданские беспилотники летают невысоко и медленно, и если начнут совсем уж доставать — получат по заслугам.
Гражданские — мирные и не очень
В гражданскую эксплуатацию БПЛА просочились в результате сразу двух процессов конвергенции: здесь военная техника сливается с «мирной» и, как это происходит сегодня во многих областях техники, стирается грань между профессиональными и бытовыми решениями. Вот пример последнего: канадский аппарат Aeryon Scout за полсотни тысяч долларов по лётным качествам, физическим размерам и полезной нагрузке едва ли не идентичен фигурирующему в сетевых магазинах под видом игрушки дрону Parrot AR.Drone. Разница между изделиями — в комплекте поставки, упаковке и корпусе из более дешёвого пластика «попугайской» расцветки. Вы не поверите: продажная цена Parrot на момент этой публикации составляет… 265 баксов. Со всеми прелестями: IP-камерой фронтального обзора, модулем WiFi и бесплатным приложением для iOS. Вложив ещё столько же, можно заменить камеру на мегапиксельную, а радиопередатчик на более мощный — вот вам и мобильное средство видеонаблюдения с поистине сумасшедшими возможностями.
Квадрокоптеры, аналогичные по принципу действия моделям Scout и Parrot, в настоящее время уже осуществляют патрулирование дистанции на германских железных дорогах. В настоящее время над дорогами курсируют в тестовом режиме «вертолётики» md4-1000 германской компании Microdrones. Если всё пройдёт гладко, то в регулярный график БПЛА будут поставлены начиная со следующего года. Основная задача беспилотников на ж/д — остановить разгул вандализма в отношении оборудования, а также роспись аэрозольными баллончиками зданий, заборов и конструкций. Вполне вероятно, что дроны возьмут на себя и какие-то задачи по контролю состояния железнодорожного полотна; для этого могут потребоваться несколько иные телекамеры, а также средства дистанционной диагностики. Модель md4-200 той же компании заявлена в каталоге как БПЛА широкого применения, включая — внимание! — «полицейское наблюдение». Кстати, расшифровка названий продуктов компании чётко свидетельствует о том, что в качестве основного показателя для сопоставления дронов в пределах одного класса вероятнее всего будет фигурировать полезная нагрузка: md4-1000 означает «4 винта и 1000 граммов».
Военное прошлое беспилотников отчасти определяет их роли в гражданской эксплуатации — если железная дорога и тому подобные технические инфраструктуры нуждаются в наблюдении для поддержания порядка и надлежащего технического состояния, то, скажем, управлениям лесного хозяйства может потребоваться иной род разведки — например, анализ распространения вредителей растений, наблюдение за дикими животными или обнаружение лесных пожаров. Последнее весьма эффективно решается при помощи тепловизоров, однако требует ведения постоянного патрулирования угодий в пожароопасное время. В поисках возможности избежать значительных затрат топлива и операторского труда в университете Куинсленд (Австралия) были разработаны дроны-планеры Polyplane, способные вести контроль температуры в точке приземления и передавать данные по радиоканалу. Эти недорогие одноразовые устройства имеют неплохие лётные качества; запустив их с нужной высоты в нужном направлении, можно обеспечить оперативный контроль пожарной обстановки на больших пространствах за вполне вменяемые деньги.
Одной из пионерских инноваций, имеющих непосредственное отношение к охранному бизнесу, стал сервис японской компании Secom. Клиентам предлагается возможность взять в аренду дрон-квадрокоптер, автоматически запускаемый в воздух при попытке взлома и обеспечивающий видеосъёмку высокого разрешения в реальном времени для последующего предъявления следственным органам и суду в качестве видеодоказательства. Команда на запуск дрона может быть отдана системой охранной сигнализации, видеоаналитикой либо самим пользователем. Аренда беспилотника не так уж дорога — эквивалент 60 долларов в месяц. Старт сервиса намечен на начало 2014 года, а его адресной аудиторией являются домашние пользователи. Услуга появилась в качестве «бытового» варианта уже существующего (и весьма успешного) сервиса по патрулированию промышленных зон и складских комплексов. Несколько БПЛА с камерами на борту патрулируют объекты, избавляя клиентов от необходимости установки огромного количества камер видеонаблюдения. Вполне возможно, что такой сервис более уместен в Японии, где преступность не так уж и высока. Однако по результатам его запуска компания планирует запустить сервис и на международном рынке.
Похоже, что сделан очередной шаг к тому, чтобы мрачные фантазии об обществе тотального контроля в духе Оруэлла стали реальностью. Лет через пять-семь, случайно взглянув на небо, горожанин наверняка увидит парочку дронов. В сочетании с тем, что мы продолжаем носить с собой мобильные телефоны, готовые по первому зову «сдать» координаты своего хозяина, картина рисуется совсем уж нелицеприятная. Впрочем, не всё так плохо: беспилотники могут избавить пользователей мобильной связи от принудительной триангуляции по базовым станциям. Представьте себе, что станция сотового оператора находится в стратосфере — это избавляет оператора сети от необходимости «городить» сеть вышек на поверхности. При высоте полёта летающей станции в 20 тысяч метров покрытие будет составлять около 45 тысяч квадратных километров. Если удастся обеспечить относительно невысокую скорость полёта БПЛА или висение их в воздухе, такой сервис может неплохо продаваться как услуга связи, исключающая разглашение местонахождения пользователя. Возможно, что силовые агентства не очень этому обрадуются...
Ещё меньше радует новость о появлении дрона, «заточенного» под хакерские задачи. 6,5-килограммовый БПЛА WASP («Оса») переделан из стандартной армейской мишени и начинён электроникой, позволяющей перехватывать сигналы GSM- и Wi-Fi-сетей. Сообщается, что система в состоянии имитировать базовую станцию сотовой связи, забирая на себя весь абонентский трафик. С одной стороны, соорудили это чудо вполне порядочные люди — отставной военный инженер Ричард Перкинс и авиамоделист Майк Тейси. С другой — где гарантия того, что до подобных решений через некоторое время не дорастут злоумышленники?
Среди тех, кто по достоинству оценил возможности дронов, оказались и наши коллеги-медийщики. Весьма часто для съёмки с воздуха используется уже упоминавшийся квадрокоптер md4-1000. Папарацци могут больше не рисковать здоровьем, выжидая в кустах и вися на заборах. Поднял вертолётик с камерой в воздух над виллой знаменитости, и всего-то. Вполне вероятно, что юристы найдут способ запретить официальную публикацию подобных снимков, однако сливу их в Интернет противостоять не удастся. Если тенденция к использованию беспилотников телекомпаниями и газетчиками усилится, содержательная сторона изданий может существенно измениться. Например, существуют прецеденты использования беспилотников для фото- и видеосъёмки различных протестных акций — в частности, в Аргентине, Польше и даже в Москве на Болотной площади. И делают это вовсе не силовики, а энтузиасты. Болотную площадь, к примеру, снимала с воздуха группа фотографов-энтузиастов AirPano, и по выложенным в сети снимкам можно понять, насколько официальные цифры по количеству участников соответствуют истине.
Представляя собой угрозу для целого ряда традиционных профессий, дроны уже вовсю теснят не только зловредных папарацци, но и вполне пристойных курьеров по доставке пиццы. Британская сеть общепита Domino с подачи рекламного агентства T + Biscuits запустила пробный сервис доставки пиццы «из печи по воздуху». В условиях мегаполиса доставка в часы пик представляет собой серьёзную проблему, а беспилотный вертолёт способен решить вопрос в течение считанных минут. В качестве рабочего транспортного средства в этом сервисе используется переоборудованный БПЛА производства компании AeroSight, изначально предназначавшийся для воздушного наблюдения. Демонтировав профессиональную камеру, «доминошники» получили возможность добавить к полезной нагрузке две стандартных пиццы. Новинка привлекла должное внимание как рекламный ход, и на волне успеха уже обсуждается возможность регулярных полётов. Правда, для этого придётся увеличить полезную нагрузку: клиенты обычно заказывают ещё и напитки.
Самое очевидное и уже востребованное рынком приложение БПЛА — полицейский видеомониторинг с воздуха. В таких условиях применения требуются, как правило, медленные аппараты с горизонтальными винтами. Возможно, в скором времени для таких аппаратов появится и отдельное название — камкоптеры. В настоящее время это слово является торговым названием весьма удачной модели австрийских беспилотников Schiebel — Camcopter S-100. Появившись в небе 8 лет назад, эти аппараты способны были висеть в воздухе до 6 часов, а максимальная высота полёта их составила 5,5 километров. Модель производится по лицензиям: в США концерном Boeing, а в России — ростовской компанией «Горизонт». В марте австрийцы объявили о завершении работ над собственным 55-сильным двигателем, работающим на тяжёлых видах топлива. Это позволяет существенно снизить риски возгорания аппарата. По сообщению российского производителя S-100, в нашей стране дроны приравнены по статусу к прочим воздушным судам, однако сертификационный базис по беспилотникам (критерии лётной годности и ещё целый ряд требований) отсутствует. Вполне понятно, что «по умолчанию» такое положение дел будет мешать внедрению дронов в гражданскую практику.
Полицейские управления крупных американских городов принялись обзаводиться дронами ещё пять лет назад. Начали с Хьюстона. На испытания техасского беспилотника внезапно нагрянули журналисты и вытянули из полицейских чинов гарантии того, что «летательный аппарат будет применяться для осуществления мобильного видеонаблюдения за дорожным движением, обеспечения эвакуации во время стихийных бедствий, в целях обеспечения безопасности, в ходе спасательных операций и в тактических целях». Общественность, обеспокоенная очередным проявлением «Большого Брата», не сочла за труд покопаться в законодательстве, и выяснилась интересная деталь: беспилотники с камерами видеонаблюдения на территории страны не могут использоваться вовсе и предназначены исключительно для военных операций в других странах. Действительно, в документе NASA «Оценка возможностей гражданских БПЛА», опубликованном 9 лет назад, беспилотники вообще не рассматривались в контексте внутренней безопасности: все перспективы дронов раньше связывали лишь с наукой и войной. Тем не менее, тему о том, что видеонаблюдение при помощи БПЛА незаконно, потихоньку «слили». Ситуация очень похожа на то, как британские власти поступили с запретом ведения аудиозаписи в общественных местах (читайте в статье «Полицейское государство в Британии: как фабриковали «наблюдение по согласию» в этом номере Security News).
Поскольку правовые баталии вокруг видеонаблюдения при помощи беспилотных летательных аппаратов не думают утихать, по всей видимости, к этой теме придётся возвращаться на наших страницах не раз и не два. Отрасль «малого авиастроения» стремительно взлетает, и чем раньше будет упорядочено использование гражданских БПЛА, тем быстрее мы сможем воспользоваться всеми прелестями новых сервисов. В противном случае от этих летающих жужжащих созданий можно ждать лишь неприятностей.
БПЛА в охране и безопасности
Силовые ведомства
- Профилактическое видеонаблюдение
- Обеспечение массовых мероприятий
- Обеспечение VIP, включая встречи на высшем уровне
- Предотвращение террористических актов
- Контроль акций протеста
- Операции по борьбе с организованной преступностью
- Операции по поимке преступников
- Розыск пропавших людей
- Изучение места преступления
- Поддержка оперативной связи
- Охрана государственной границы
- Предотвращение нелегальной иммиграции
- Наблюдение за наземными и морскими линиями регулярных сообщений
- Наблюдение за транспортными потоками
- Анализ причин ДТП
- Отслеживание угнанных автомобилей
- Борьба с морскими пиратами
- Предотвращение незаконной разработки недр
МЧС
- Наблюдение за зонами ЧС: техногенные катастрофы — авиационные, морские, железнодорожные, выбросы радиоактивных веществ; природные бедствия — ураганы, наводнения, землетрясения, извержения вулканов
- Обеспечение спасательных операций
- Горно-спасательные операции, включая последствия лавин и селей
- Мониторинг радиационной, биологической и химической обстановки
- Контроль распространения опасного агента в зонах заражения
- Борьба с лесными пожарами (мониторинг, обнаружение, тушение)
- Изучение пожарищ (до-во время-после)
- Поддержка оперативной связи
Ведомственная охрана
- Контроль периметров
- Охрана критически важных объектов и инфраструктур
- Охрана материальных ценностей и производственных мощностей
- Охрана кабельных линий и ЛЭП, ветряных и солнечных электростанций
- Охрана нефтегазовых месторождений и трубопроводов
- Обеспечение концертных и спортивных мероприятий
- Защита памятников истории и архитектуры
Дроностроители формируют новую отрасль промышленности
Международная Ассоциация по системам беспилотных транспортных средств AUVSI провела в августе 2013 года конференцию в Вашингтоне, собравшую 80 тысяч участников из 40 стран мира. Здесь впервые прозвучали цифры экспертной оценки: в воздушном пространстве Соединённых Штатов через пять лет будет летать до десяти тысяч беспилотных аппаратов. Задача Федерального авиационного управления — обеспечить, чтобы дроны держались подальше от пассажирских и иных пилотируемых самолётов.
Предполагается что БПЛА будут использоваться преимущественно в сельском хозяйстве и правоохранительных структурах — эти области применения оккупируют примерно 90 процентов рынка. Возможно, разрешения на эксплуатацию беспилотников будут выдаваться и частным компаниям — в частности, для срочной доставки документов и мелких грузов. К 2015 году планируется нечто вроде бума, и число рабочих мест в дроностроительной индустрии будет исчисляться десятками тысяч. Общий оборот отрасли через десять лет должен составить 13,7 миллиарда долларов.
Самое интересное, что стало достоянием прессы — количество рабочих мест, которое, по оценке экспертов, образуется в США при массовом внедрении беспилотников в гражданскую практику. Речь идёт о ста тысячах; возможно, цифра и завышена в целях привлечения внимания, однако «дроновое лобби» не унимается, пытаясь переломить общественное мнение в пользу жужжащих над головами граждан конструкций. Например, озвучивается просьба не называть беспилотники обидным словом «дрон» — изначальное английское слово drone означает «трутень». Мол, речь идёт о трудящихся летательных аппаратах. На форуме активно проявили себя эксперты по законодательству, озабоченные вопросами нарушения права на неприкосновенность личной жизни — в частности, при обеспечении спасательных операций, а также при использовании БПЛА для коммерческих и охранных целей.
Обсуждалась также и роль американского регулирующего органа — Федерального авиационного управления, которое в 2012 году публично заявило о намерении «пустить» в воздушное пространство общего пользования беспилотники, как только будет подготовлена соответствующая законодательная база. Поскольку при этом было обещано открыть шесть испытательных площадок для тестовых полётов гражданских дронов, на конференцию повалили «ходоки» из относительно небогатых и проблемных штатов в надежде, что площадки эти будут развёрнуты на их территории. Ещё бы — по данным опубликованного ассоциацией AUVSI отчёта, в период с 2015 по 2025 годы за эксплуатацию тестовых полигонов государство выплатит свыше шестисот миллиардов налоговых долларов...