Живая музыка, сыгранная на пианино или рояле не сравниться ни с какой записью. Но как получить живой звук, если рядом нет никого, кто может хорошо сыграть на рояле? Оказывается, такое возможно.
Представьте себе, перед вами стоит рояль, за которым словно сидит невидимый маэстро, с филигранной точностью нажимающий на клавиши, выдавая живой звук. Вы никого не видите, но клавиши нажимаются сами и из рояля льется прекрасная музыка. И это не фантазии. На самом деле такое устройство существует, и называется оно дисклавир.
Давайте посмотрим, что же это такое. Данный вид фортепиано был изобретен уже достаточно давно известной японской компанией Yamaha. По сути это настоящий акустический рояль или пианино, не электронный, оснащенный специальным устройством для воспроизведения музыки.
Принцип работы дисклавира достаточно простой. В обычный рояль или пианино подключаются специальные оптические датчики, связанные со светодиодами. Они фиксируют нажатие клавиш, педалей и всю информацию передают на специальное устройство, которое записывает эти данные в нужном формате.
Если же необходимо воспроизвести музыку, то информация передается на систему электромеханических соленоидов, которые автоматически осуществляют нажатие соответствующей клавиши. Благодаря тому, что все эти элементы смонтированы так, чтобы исключить негативное воздействие на акустику, на выходе получается качественный, живой звук.
Но ведь игра каждого пианиста индивидуальна, скажите вы, и будете правы. Первые дисклавиры позволяли запоминать и воспроизводить только ноты, подобно тому, как воспроизводятся файлы midi на компьютере. Однако возможности современных дисклавиров намного шире.
Последние модели дисклавиров, особенно профессиональных, позволяют запоминать десятки параметров. Помимо собственно сыгранной ноты, они запоминают ритм игры, силу нажатия клавиш пианино или рояля, малейшие движение играющего музыканта и воспроизводят его с фантастической точностью.
Более того, последние модели могут быть объединены в сеть через интернет. Это позволяет исполнителю давать фортепианный концерт в одном зале, и одновременно в мельчайших подробностях воспроизводить эту игру в концертных залах по всему земному шару так, как будто этот пианист одновременно играет во всех них.