Лесным пожаром промчались по соцсетям новости — «Институт развития интернета» предлагает включить в школьную программу компьютерные игры. Подрастающее поколение, радостно потирая руки, готовится сдавать контрольные по Dota 2 и практикум по World of Tanks. А отдел диванной аналитики WARHEAD.SU прикидывает палец к носу, размышляя о пользе игр для образования.
Не можешь предотвратить — возглавь
Да, это не шутка. Российская некорммерческая организация «Институт развития интернета» предложила министерству образования внести в школьную программу занятия по киберспорту. Предложила, что характерно, ещё 14 августа, а шум в соцсетях почему-то поднялся только сейчас, ну да не о том речь. Попробуем разглядеть, что же в меню.
А в меню — вполне классические развлечения, действительно любимые молодёжью. World of Tanks, Dota 2, Minecraft, Heartstone, StarCraft 2. До кучи зачем-то FIFA 19 (возможно, авторы предложения просто любят футбол) и некая CodinGame, о которой редакция вообще впервые слышит. Говорят, обучалка для начинающих программистов. Похоже, вставлена в список просто для того, чтобы там был хоть какой-то проект, похожий на реально образовательный, а не развлекательный.
Специалисты «Института развития интернета» утверждают, что перечисленные игры способствуют развитию у детей логики, стратегического мышления, командного взаимодействия, скорости реакции и других полезных вещей. Что ж, школа и в самом деле служит для того, чтобы давать детям не только знания, но и различные навыки, необходимые во взрослой жизни. Тут поставим плюсик — но что ещё хорошего может от игр произойти?
Это дота-то скорость реакции тренирует? Нет, то есть, конечно, тренирует, но скорость игры-то черепашья по сравнению с некоторыми старыми многопользовательскими развлечениями. Цена ошибки игрока невелика, почти всегда есть время отступить или применить контрприём. То ли дело старый добрый Quake, например. Там цена ошибки — красный экран смерти и таймер, отсчитывающий время до возрождения. Вот это я понимаю — тренировка скорости реакции. Попробуй научись из рельсы хэдшоты раздавать, не прекрашая движения, — тогда и можно будет о чём-то говорить. Но нынешняя казуальная публика такого хардкора, конечно, не осиливает.
Здоровый образ жизни
Как известно любому, учившемуся в средней школе, нет более надёжного средства привить человеку отвращение к чему-то, чем добавление этого чего-то в школьную программу. Взять хотя бы классическую литературу — леденящие триллеры, яркие боевики и трогательные мелодрамы лёгким мановением руки минобраза превращаются в заунывную серую жвачку — достаточно просто сделать их прочтение обязательным, установить для него срок и непременно требовать потом сочинения на тему «Символическое значение синих занавесок Анны Карениной в контексте „русской идеи“ братьев Карамазовых».
Вот и с играми будет ровно то же самое. Родители, вы беспокоитесь о том, что ваши дети слишком много времени проводят, уткнувшись в монитор компьютера или планшет? Не переживайте — стоит только сделать игры частью образовательного процесса, и вы будете всё чаще слышать фразы, которые сейчас вам наверняка кажутся фантастикой. Например: «Мам, ну не хочу я в доту! Можно, я лучше во дворе погуляю?»
Прокачка навыка
Ну и, наконец, вы не поверите, но от игр и в самом деле может быть польза в самом прямом смысле. То есть они действительно развивают вот это всё, о чём пишет «Институт развития интернета», — и не только. Возьмём World of Tanks — смех смехом, а именно благодаря этому проекту народ начал массово разбираться в бронетехнике. Да, «разбираться», конечно, в рамках игровых реалий и условностей, переносить которые на реальную жизнь глупо. Но тем не менее, десять лет назад мало кто, кроме конкретно интересующихся темой, отличил бы ИС-2 от «Королевского тигра», а сейчас каждый второй школьник при просмотре военно-исторического фильма про Вторую мировую легко укажет все «заклёпочные» косяки тамошних бутафорских танков. Какой-никакой, а образовательный прогресс.
Вообще, если за проект взяться углублённо, можно много интересного придумать. Многие стратегические игры, например, наглядно демонстрируют важность снабжения и ресурсов — тем, кто в них поиграет, гораздо проще будет разъяснить на уроке истории почему страны конфликтуют из-за богатых природными дарами регионов. Простые в освоении конструкторы техники вроде какого-нибудь Kerbal Space Program позволят буквально «на пальцах» рассказывать про физику и механику. В идеале, если подумать, можно заняться созданием специализированных обучающих игр, которые были бы в первую очередь интересными, и лишь на заднем плане ненавязчиво прививающими знания. Впрочем, это хрустальные мечты весьма слабой осуществимости — по крайней мере в настоящий момент.
В целом редакция WARHEAD.SU скорее за нововведение. Неизвестно, получит оно одобрение или нет, но, если вдруг получит, — будет интересно посмотреть, что выйдет.