Найти тему

Майские указы от слова маяться

Мало кто сейчас помнит о майских указах президента 2012 года. Только благодаря дотошным журналистам эта тема не потонула в глубинах короткой человеческой памяти и постоянной смены информационной повестки официальной государственной пропагандой, которая умышлено умалчивает неудобные темы. Что же произошло с их реализацией, учитывая что цели там ставились куда более достижимые, чем в национальных проектах 2018 года.

Журналисты РБК провели исследование и установили, что в части роста зарплаты бюджетников майские указы 2012 года фактически не выполнены. Более того, учитывая то, на какие ухищрения шли руководители бюджетных учреждений, переводя людей на новые должности, не попадающие под действие майских указов, и дробя ставки, это выглядит сокрушительным провалом. Полностью выполнили майские указы в 4 регионах: ленинградской и Пензенской областях, Алтайском крае и Чеченской республике. Но и то, это произошло не столько благодаря работе руководства данных регионов, а банально за счет низкого уровня средних зарплат.

Но можно копнуть чуть поглубже и посмотреть на судьбу остальных указов. Там, надо сказать, ситуация не на много лучше.

Всего в мае 2012 года было подписано 11 указов, в которых содержалось 218 поручений. Анализ выполнение всех из них, наверно, не совсем формат для дзена, да и будет слишком скучно. А вот посмотреть на социально-значимые показатели интересно и актуально, особенно в свете появления куда более утопичных новых майских указов.

И так, на сайте Росстат есть специальный раздел, посвященный выполнению майских указов. И не только 2012, но и 2018 года. Заглянем-ка туда.

-2

Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Прирост высокопроизводительных рабочих мест. Должно было быть +25 миллионов к 2018 году. Учитывая последние данные за 2015 год в -9,1% и за 2016 год -4,8%, поручение провалено с треском.

Отношение объема инвестиций в основной капитал к объему валового внутреннего продукта. Планировалось 27% к 2018 году, реально оказалось 20,7%. И то, прекрасно зная, как регионы считают инвестиции, это явно завышенная цифра. Полный провал.

Рост производительности труда по отношению к 2011 году. Планировалось повышение к 2018 году на 50%, в реальности оказалось 7,1%. Ну тут даже не провал, а катастрофа. Странно, что в Минтруда и Минэкономики никто не сделал себе харакири после такого.

По другим показателям указа ситуация не лучше. Итого, экономическая часть майских указов была завалена по всем фронтам, ответственность понес за это… А никто не понес. Тот же Шувалов сидит себе в ВЭБе и в ус не дует.

-3

Любимая наша тема – социальная. Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Рост размера реальной заработной платы по отношению к 2011 году до 2018 года в 1,4-1,5 раза. Тут вроде как указ выполнен. Рост 55,8%. Только вот это все совершенно в отрыве от роста цен, особенно в 2014-2015 годах. В реальности доходы даже работающего населения только падают, и это признают даже в Правительстве.

Доля высококвалифицированных работников. Ожидалась в размере 30 %. Показатель достигнут, правда исключительно благодаря Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. Если выбросить три этих региона, то поручение не выполнено.

Про зарплаты бюджетников мы поговорили еще в начале. Там все плохо, сплошные приписки и жонглирование цифрами, которые все равно не помогли.

-4

Указ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения. Была цель 649,4 случая на 100 тыс. населения, достигнуто 583,1 случая. Не плохо, правда разброс по регионам впечатляет. В том же Ямало-Ненецком автономном округе от болезней сердца умирает в 9 раза меньше людей, чем в Псковской области. Конечно, это во многом связано с тем, что на севере почти нет пожилого населения. И тем не менее, разброс цифр огромен.

Смертность от новообразований. Цель к 2018 году 192,8 случая на 100 тыс. населения, реальность 203 случая. Показатель с 2012 года почти не изменился. Провал сокрушительный. Ничего удивительного, что никто из наших власть имущих не лечит онкологию в России.

Смертность от ДТП. Планировалось 10,6 случая на 100 тыс. населения к 2018 году, получилось 9,7. Вряд ли это достижения медицины, ну да ладно, со скрипом, но получилось. Хотя, 2,6 случая в Чечне против 22,3 в не так и далеко расположенной Карачаево-Черкессии настораживают. Есть подозрение, что в некоторых регионах циферку перерисовали.

Младенческая смертность. Планировалось к 2018 снизить до 7,5 случаев на 1000 родившихся, план перевыполнили с огромным запасом – 5,1 случая. В целом, выполнили подавляющее большинство регионов, тот случай, когда что-то да получилось на самом деле.

-5

Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Обеспечить увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 % ВВП. Тут катастрофический провал, всего 1,1 % в реальности, Более того, даже к 2017 году, когда статистический материал обрывается, результат тот же.

Увеличение до 2015 года доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в затратах на науку до 11,4 %. Результат 9,6 %. Опять неудача. И также как и с предыдущим поручением, даже в 2017 году показатель не был достигнут. Боле того, произошло снижение до 9%.

Указ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Снижение стоимости жилья до 2018 года на 20 %. В итоге рост более чем на 15%. Тут все понятно, какие цели, такие и результаты.

Обеспечить до 2020 года предоставление доступного и комфортного жилья 60 % российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. Ну чиновничья логика немного поменяла поручение с желающих улучшить, до нуждающихся в улучшении, что опять таки по логике чиновников означает вставших на учет в качестве нуждающихся. Но даже эта интерпретация не помогает. К концу 2018 года всего 35% стоящих на учете улучшили жилищные условия. В вряд ли за 2 года произойдет революция и 60% показатель будет достигнут.

-6

И последний интересный указ – указ № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации». Обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 (число родившихся на 1 женщину). Реальность – 1,579. И еще в 2016 году казалось, что данный показатель будет перевыполнен с запасом. Однако уже на следующий год произошел обвал рождаемости и продолжается до сих пор.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Планировалось к 2018 году увеличить этот показатель до 74 лет, получилось до 72,93 года. Ну не вышло, ну вот что поделаешь, не хотят эти русские жить дольше.

В целом понятно, что майские указы 2012 года по ключевым показателям не выполнены. Впереди реализация новых майских указов уже 2018 года и национальных проектов. Как я уже писал, нет никаких оснований считать, что в государственном управлении у нас так радикально что-то изменилось и эти указы ждет иная судьба. Более того, они еще более утопичны и едва ли существует хоть малейший шанс их реализовать.

Статья получилась очень большая, надеюсь, хоть кто-то дочитает до этого места. Вся эта стена текста и цифр просто демонстрация того, как в стране ставятся и достигаются важные цели. Ведь власть только тогда власть, когда она отвечает за собственные обещания, тем более закрепленные в официальных документах.

Немножко дополню статью ссылкой на челябинский сат 74.ru, где хорошо показано что означает реализация майских указов в части зарплаты бюджетников на практике - https://74.ru/text/health/66208651/