Согласитесь, управляя каравеллой T5, Caravella или хотя бы Multivan, рассчитываешь на полную тишину в салоне, с какой бы скоростью ни мелькали за окнами светофоры. И вдруг вы ловите себя на том, что начинаете сначала прислушиваться, а потом и оглядываться. Но нет, то не рой пчёл вас догоняет, и не взлётное поле вы пересекаете.
Что гудит- то?
А то даёт о себе знать ступичный подшипник, ресурс которого исчерпан. Грусть охватывает владельца недешевого автомобиля в «предвкушении» трат на ремонт. Но мы вас можем порадовать! Стоимость замена заднего ступичного подшипника заставит вас если не смеяться от счастья, то уж точно перестать теребить бумажник и выдохнуть.
Секрет в том, что эту процедуру можно произвести быстро и, как говорится, прямо на месте. Но есть нюанс. И кроется он в конструкции самого подшипника. Точнее, это уже не просто подшипник.
Ступичный узел второго поколения (HBU-2.1)
С одной стороны – прогресс, совмещённые подшипник и ступица. Заводской преднатяг не оставляет места для ошибки при затягивании центральной гайки или болта. С другой стороны – без специального инструмента HBU 2.1 не запрессовать. Ну, то есть как – не запрессовать? Умельцев много, и лозунг «да я много раз так делал, и все уезжали довольными» оправдывает их некомпетентность. Но в данном случае - не работает. Дело в том, что усилие можно прикладывать только к наружной обойме подшипника. Но она по диаметру меньше, чем ступица, которая так и просится: «Дави на меня!». Но если поддаться искушению, то все усилия передаются на внутренние обоймы и сами шарики, которые ни разу не рассчитаны на такие нагрузки. В лучшем случае установленный таким образом подшипник загудит в обозримом будущем, дав повод владельцу разочароваться в том или ином бренде. «Опять брак!». Но, скорее всего, гудеть будет сразу.
Как правильно устанавливать подшипники HBU 2.1?
Рассказываем и показываем:
-поднять автомобиль на подъёмнике;
- открутить колесо;
-открутить болты крепления суппорта:
- снять суппорт, подвесить;
- открутить два болта крепления скобы суппорта:
- снять скобу суппорта;
Попутно обратите внимание на равномерность износа колодок
- открутить болт крепления тормозного диска:
Настало время познакомиться со специнструментом:
Оправки для извлечения - чёрного цвета, блестящие – для запрессовывания:
Подбираем нужный комплект по диаметру:
Большие наборные кольца обеспечивают упор в поворотный кулак, относительно которого и будет «вытягиваться» подшипник.
Втулка малого диаметра ставится с внутренней стороны, упирается в обойму подшипника:
Обратите внимание: чтобы не повредить датчик ABS, на втулке сделана выемка
- выпрессовываем:
Стронуть поначалу тяжело, зато потом идёт легко:
И вынутое выглядит вот так:
Разбираем съёмник;
Установка подшипника
- Подготовить посадочное место, очистить от грязи и ржавчины;
- подобрать оправку для запрессовки:
Она должна входить в зазор между обоймой подшипника и ступицей без зазоров и люфтов:
Укрупняю:
- соединить и свинтить две половинки оправки:
- подобрать оправку для упора, она должна быть больше по диаметру, чем сам подшипник:
- собранную конструкцию приставить к поворотному кулаку, наживить гайку:
В итоге должно получиться так:
- зафиксировать гайку ключом и запрессовать подшипник:
Момент тут не важен, запрессовывать «до упора»:
- демонтировать инструмент;
убедиться, что корончатая шайба полностью утоплена в поворотный кулак:
Обратный монтаж
Очистить внутреннюю часть тормозного диска:
- установить тормозной диск на ступицу, затянуть болт с усилием 10 Nm;
- надеть скобу суппорта:
- надеть суппорт, затянуть болты с усилием 15 Nm (болты вообще- то положено всегда ставить новые. В крайнем случае использовать блокиратор резьбы);
- прикрутить колесо;
- опустить автомобиль, протянуть колёсные болты:
- несколько раз нажать на педаль тормоза;
- наслаждаться тишиной в салоне.
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАМЕНУ ПОДШИПНИКА
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.