Найти в Дзене

Бродский-преподаватель

Иосиф Бродский, на данный момент один из самых известных поэтов. Особенно для молодых людей, претендующих на интеллектуальность. И это правда, Бродский поистине интеллектуальный поэт, его принцип от мысли к чувству. Его стихотворения интересно разбирать, постепенно, по крупицам узнавая новые слова, или через бытовые вещи мчать мысль через метафизику. Но мало кто знает, что он был блестящим преподавателем. Он был своеобразен, он не знал методы обучения, тем более иностранных педагогов. Бродский преподавал как мог, как вела его мысль. Причём тем было крайне много начиная от европейской литературы, кончая отдельным стихотворением Ахматовой. Но даже если вы пришли на определённую лекцию, она могла быть совершенно об ином. Начав с западной литературы, он после первых 5 минут мог перейти на стихотворения Цветаевой, и разбирать их полтора часа. Его пригласили не столько преподавателем, сколько, как говорится, “poets-in-residence” что в переводе поэт-в-присутствии. Мало кто удостаивался та

Иосиф Бродский, на данный момент один из самых известных поэтов. Особенно для молодых людей, претендующих на интеллектуальность. И это правда, Бродский поистине интеллектуальный поэт, его принцип от мысли к чувству. Его стихотворения интересно разбирать, постепенно, по крупицам узнавая новые слова, или через бытовые вещи мчать мысль через метафизику.

Но мало кто знает, что он был блестящим преподавателем. Он был своеобразен, он не знал методы обучения, тем более иностранных педагогов. Бродский преподавал как мог, как вела его мысль. Причём тем было крайне много начиная от европейской литературы, кончая отдельным стихотворением Ахматовой. Но даже если вы пришли на определённую лекцию, она могла быть совершенно об ином. Начав с западной литературы, он после первых 5 минут мог перейти на стихотворения Цветаевой, и разбирать их полтора часа. Его пригласили не столько преподавателем, сколько, как говорится, “poets-in-residence” что в переводе поэт-в-присутствии. Мало кто удостаивался такого “титула”.

И первым его местом преподавания стал Мичиганский университет Энн-Арбор. По воспоминаниям его студентов, он был крайне требователен, а сам неимоверно свободен. Входя в аудиторию, он оглядывал их немного скучающим взглядом, в то же время неизменно мял сигарету в руках и доставал фильтр. И после продолжительной паузы улыбался, как будто давая понять, что сейчас вы окунётесь в совершенно новый мир. Мир поэзии и, наверное, поэтического гения. К нему относились с благоговением, считая его ум поистине гениальным, ему прощали его строгость. И то сколько усилий требовалось, чтобы получить хотя бы 4. Вы только прочтите его Эссе, они завораживают, своим ходом, и заставляют думать. Именно через эссе можно представить его метод преподавания.

На лекции
На лекции

Он не учил на своих лекциях, он приглашал поразмышлять вместе с ним. К слову, аудитория была неизменно полная, и многие студенты приходили, вставая у стенок и у входа свободными слушателями. После него они уходили одухотворёнными, получив порцию размышлений на неделю. Для них открывался не только поэтический мир, но и мир метафизики. Хотя были и домашние задания, но они всегда заключались в том, что студенты должны выучить наизусть одно стихотворение. И придя написать его без ошибок, даже в знаке препинания. Его крайне возмущало невежество молодежи, в один момент он написал список обязательный к прочтению, “Чтобы с вами было, о чем поговорить”.

Студенты его либо любили, либо ненавидели. Неизменная 4 с плюсом, его резкие высказывания “Это смехотворное предположение” доводили некоторых до слёз. Но никогда не относились к нему нейтрально. Далее он приезжал с лекциями и в Нью-Йорк, и Саут-Хедли, и по всей Европе. В библиотеках и университетах, залы неизменно были полны. Это феномен. Он мог затмить систему преподавания, своей личностью. И это ему удавалось.