Пожалуй, именно в этом истинная гениальность Сайлент Хилла. Дело в том, что "Тихий Холм", это уникальный случай, когда в основе ужастика лежит не какая-то там легенда или уникальный дизайн выдуманного чудовища, а эзотерическое учение, которое является непроверяемым, и, в целом, до сих пор имеет много сторонников.
Иными словами, согласно заверениям эзотериков, события, которые произошли в игре, имеют все основания случиться в реальности, причём, абсолютно с любым из нас.
Для того, чтобы объяснить, что именно происходит в играх серии, НМ будет использовать терминологию одной из ветвей эзотерических учений, с которой знаком не по наслышке, а так же опираться на выводы, сделанные небезызвестным SilentPyramid, ссылка на работу которого будет лежать в конце статьи. НМ хочет сказать, что далеко не все выводы Сайлент Пирамида кажутся НМу достаточно обоснованными (в частности, он пытается найти смысл даже в банальных игровых условностях), однако, его непопулярное мнение очень и очень интересно. Точка зрения НМа пересекается с точкой зрения Сайлента, но не совпадает полностью.
Как было уже сказано, в основе мифологии Сайлент Хилла лежит эзотерика. Точнее, выжимка из целой пачки разнообразных ветвей этого учения. Все эти Инкубы, Валтиэли и Пирамидоголовые... в нашем материальном мире их нет, не было, и не будет никогда. Сайлент Хилл - это самый обычный курортный город, который, чисто технически, никогда не подвергался никакому нашествию чудовищ. Иначе... иначе как объяснить, что после того, как Гарри Мейсон в первой части прошёлся по этому Аду на земле с дробовиком наперевес, город не просто не был покинут, а продолжал развиваться и даже смог породить весьма популярную церковь, батюшкой в которой служит харизматичный Винцент с картинки выше.
Потому что не было никогда никаких чудовищ. Была просто пачка сумасшедших, которые устроили беспредел на улицах. Для курортного городка это, конечно, удар, но не смерть. Сайлент Хилл не вымер даже после того, как в город наведалась Хизер Мейсон, доченька героя первой части, и решила повторить подвиги отца. В конце концов, вторая часть по таймлайну стоит после третьей части, и Эдди с Лорой без труда нашли в этом городе рабочую пиццерию.
А вот отель "Лейквью" пришёл в упадок. Кажется, трёх нашествий маньяков (считая Салливана) хватило, чтобы репутация Сайлент Хилла, как курортного городка упала на дно.
Тут нужно понять, что такое, по версии Сайлент Хилла, медиум. В первой, третьей и четвёртых частях медиум есть. Причём, в третьей, их даже два.
Алесса, Хизер, Клаудия и Салливан, все они так или иначе связаны с Сайлент Хилловской программой подготовки "особенных детей". Надо понимать, что готовили детей в этой программе со совершенно кривой оккультной программе, которая работала совершенно случайно. Потому что, согласно Сайлент Хиллу, эзотерика существует, а вот Инкуб, которому поклоняются в Сайлент Хилловском культе - нет.
Медиум - это человек, чья духовная сила крайне высока. В Сайлент Хилле человеку с высокой духовной силой дарована возможность изменять духовный мир и менять мировосприятие людей. По иронии судьбы, абсолютно каждый медиум в серии делает это абсолютно неосознано, так как его знания, в лучшем случае, базируются на оккультных книгах.
Давайте пройдёмся по играм и попытаемся разобраться, как эта теория ложится на происходящий там бардак.
Алесса готовилась в медиумы "экспресс-методом". Культисты верили, что только сильная душа может родить бога. А сильная душа исходит из сильных переживаний. А мучения - это очень сильные переживания. Доподлинно неизвестно, что именно пришлось пережить малышке Алессе в рамках тёмных ритуалов (разработчики милосердно оставили это на нашу больную фантазию), но результат оправдался. Алесса стала медиумом невероятной силы, который и правда, был "способен родить бога". А, если конкретней, то, по терминологии эзотерики, "создать мощный психопомп". Иными словами, Алесса была способна породить на свет существо, физически не существующее, но способное влиять на мир из мира духов.
Вот только девочка была с этим не согласна. В мучениях ради рождения бога, она возненавидела этого самого бога, и разорвала свою душу на две части. Половинки души не хватало на создание мощного психопомпа, а, значит, цель достигнута. Языческий божок не родится.
Одна половинка души зародилась в Шерил, которую потом удочерили Мейсоны (за теориями о том, как нематериальная душа стала материальным младенцем, вам к Сайлент Пирамиду: там есть несколько интересных), а вторая осталась в обгоревшем теле, которое поместили в местную клинику на правах "особого пациента".
И именно почувствовав приближение второй половинки души, Алесса инстинктивно... призвала Адище. Зачем? У неё половина души и она уже семь лет находится в состоянии комы! Не надо её винить! Это просто такой способ затруднить культистам возможность добраться до неё. Обратите внимание на то, кто в этом Адище живёт.
- Далия Геллеспи, которая и придумала бизнес-план по экспресс-обучению дочурки.
- Доктор Кауфман, фарцующий наркотой и принимающий участие в этом плане.
- Медсестра, которая провела слишком много времени рядом с полным ненависти телом.
- Гарри Мейсон, отец Шерил.
- Полицейская, проезжавшая мимо.
Два злейших врага и два человека, которых можно назвать близкими. А все остальные, в общем-то, не понимают, что находятся в Аду. Живут себе и живут, пока по улицам обезумевшие маньяки носятся. Странно, правда, что в это Адище затянуло полицейскую... однако, события Сайлент Хилл 2 и 3 показывают, что к веселью может присоединиться не только тот, кого Медиум хочет "пригласить", но и тот, кому "не всё равно". А полицейской по работе не должно быть всё равно.
И именно поэтому все монстры имеют отношение к Алессе.
Этими медиумами являются Хизер Мейсон, получившаяся от слияния душ Алессы и Шерил в одну полноценную, и Клаудия Вульф, подруга детства Алессы, являющаяся невероятно доброй, как для культистки тёмного бога, женщиной. Именно поэтому все, кто верит в Клаудию, видят вокруг цветущий райский сад.
Так откуда же монстры?
Это механизм защиты Хизер, доставшийся ей от Алессы, в купе со страхом Алессы перед Сайлент Хиллом. Одного намёка на возможное возвращение в это злачное место хватило, чтобы душа пошла "по накатанной", а именно, создала небольшое Адище с Кровищей и Ржавчиной. Да, именно поэтому эстетика третьей части и второй так сильно похожи.
Однако, для Хизер этот механизм защиты работает слегка иначе. Для неё он, в первую очередь, способ обойти барьер этики. Её папа ведь учил её быть доброй няшечкой, которая людей не убивает. А вот монстров убивать можно. Хизер не испытывает никаких угрызений совести, когда с кровожадным лицом (достаточно вспомнить улыбку предвкушения битвы при встрече с монстром Вульфом-старшим) размазывает мозги культистов по стенам. Для неё это просто чудовища. Именно это и удивило Винсента, но он быстро просёк фишку и сделал вид, что всё сказанное было шуткой.
Кто ещё видит монстров? Детектив Дуглас, который честно пытается защитить девочку. А вот находящийся "на стороне" Хизер Винсент монстров не видит. И рая не видит. Потому, что он всех использует и нет у него никакого душевного родства ни с кем.
Именно поэтому все монстры имеют отношение к Хизер.
Но монстры есть. Всё потому, что в Сайлент Хилле уже были сильные медиумы. Аж в количестве четырёх штук. И в Сайлент Хилле уже два раза создавался мощный психопомп под кодовым именем "бог". Пусть он убит, но по эзотерике духовное никогда не умирает до конца. Вопреки теории о "зове", НМ не смог найти абсолютно никаких подтверждений наличия какого-либо зова. Джеймс приехал в Сайлент Хилл потому, что у него тут был самый романтический момент в его жизни. Эдди бежит от полиции. Лора - ищет человека, которой, по её мнению, должен стать её мамой. Анджела ищет свою мать.
Большая часть монстров имеет отношение к Джеймсу именно потому, что в условиях податливой и полной питательной ничейной энергии среды, его сильных эмоций и страданий хватает, чтобы попасть в мир духовного. В мир духовного попадают и Эдди, и Анджела, и Лора. Но это разные миры. И мир Лоры настолько похож на настоящий, что она даже не замечает этого.
Мир каждого из них свой, и увидеть его можно в момент мощнейшей эмоциональной близости. Мир оптимистичной Лоры приятен. Разрушенный отель в нём сияет и блестит. Мир Анджелы горит огнём. А мир Эдди постоянно насмехается над жиробасом. Но мир Эдди не полон монстров. В нём Эдди сам - монстр.
И именно поэтому лишь большая часть монстров имеет отношение к Джеймсу. Ничтожно малая часть, всё же, пришла от других людей, идущих на вакансию медиума.
Все монстры имеют отношения к Уолтеру Салливану. Не к Генри или кому-то ещё, а именно к Уолтеру. Грехи Генри никого не волнуют. Никакой Сайлент Хилл его не зовёт, хотя, казалось бы: сычующий алкаш, презирающий свою собственную жизнь, просто идеальный кандидат.
В этой части все видят одно и то же. Никаких отклонений. Прямо, как в первой части. Только монстры главного медиума, только его собственная бесцветная цветовая палитра (больше оксюморонов богу оксюморонов) и его взгляды на мир.
Ни одного монстра, имеющего отношение к кому-то, кроме Уолтера. Только Уолтер, только Хардкор!
Все эти вещи не лежат в Сайлент Хилле на поверхности. Они даже не изложены в записках. Просто, никто даже в мире игры не знает до конца, как это работает. Все ритуалы имеют смысл, только потому, что так считает медиум.
- Почему для убийства Уолтера нужна пуповина? Он зациклился на теме рождения.
- Почему ритуал, предложенный Винцентом не сработал в руках Хизер? Хизер - медиум, и она в него не верит. А почему аглафиотис сработал? Аглафиотис ей дал папочка, а в папочку Хизер верит.
И так далее, и тому подобное. Даже с шуточной концовкой про инопланетян и фонящим радио это работает. Уолтер не верит в инопланетян и в то, что радио фонит при появлении призраков, вот их и нет.
А самое жёсткое то, что "так страшнее". Эзотерические теории существуют во всём мире, и всё ещё достаточно популярны. Все эти "тонкий мир", "торсионные поля" и "психопомпы" захватывают умы многих людей. И если ты веришь в эзотерику, то ты должен понять - в рамках этой теории события, произошедшие в Сайлент Хилл вполне могут случиться и в твоём городе.
Сайлент Хилл нашёл Хизер в Эшфилде. Да и Генри живёт отнюдь не в самом Сайлент Хилле. И это не уберегло их от того, чтобы встретиться с чудовищами и психопомпами. Достаточно того, чтобы мимо проходил мощный медиум, крайне негативно настроенный по отношению к миру.
Впрочем, это всего лишь мнение... всего лишь очередное непопулярное мнение.
Обещанная ссылка на "Анализ сюжета Silent Hill"
В грядущих статьях:
Тутси и Хуту. Геноцид на основании расы, которой нет.
Немного о наркоманах.
"Что, если... в мире победит идея, что взрослые ущемляют права детей?"