В 2017 году ко мне обратился клиент, назовем его Виктор. Ему на тот момент только исполнилось 56 лет. Он предприниматель, имеет небольшое производство крепежных деталей, а в конце 80-х и начале 90-х работал в сфере строительства. Прошел тяжелый трудовой путь от каменщика до начальника участка в разных фирмах.
Практически всего его должности шли по «льготной сетке» - он мог выйти на пенсию раньше, чем его сверстники. Как только подошел возраст, он собрал все документы и обратился в Пенсионный фонд. Виктор слышал, что ПФ не охотно назначает досрочные пенсии, но попытка – не пытка. Через месяц он получил письмо и ужаснулся: ему не включили весь льготный трудовой стаж! А это почти 11 лет и 3 месяца тяжелой и опасной работы в 9 разных организациях.
Для назначения пенсии надо было доказать хотя бы 10 лет и 6 месяцев.
Вот так Виктор, показывая мне документы с экрана своего новенького Айфона, поставил сложную задачу отбить право на пенсию. Что было дальше – смотрите ниже.
С государства сложно что-то получить – эту аксиому все знают с детства. Практика назначений пенсий лишний раз подтверждает данное утверждение. Пенсионный фонд цепляется за любое возможное и невозможное основание, чтобы не включать в стаж работы какой-нибудь период. Плюс всеобщий хаос (в том числе в документах) в конце 80-х и 90-е годы способствует отказам.
Топ самых популярных оснований отказа Пенсионного фонда:
- Не подтвержден факт работы на занимаемой должности (обычно из-за ошибок в заполнении трудовой книжки);
- Наименование должности не предусмотрено льготным списком (например, в трудовой книжке написано «каменщик-монтажник», а в льготном списке просто «каменщик»);
- Не доказана специальная деятельность организации (например, новое строительство, геологическая разведка и т.п.);
- Отрыв от работы (военные сборы, служба в армии, курсы повышения квалификации и т.п.);
- Не доказано территориальное место работы (например, районы Крайнего Севера);
- Работодатель не отчислял взносы за работника (для новых периодов с 2000-х годов).
У Виктора был почти весь «букет» популярных отказов, за исключением только вопроса по взносам.
Мы начали разрабатывать стратегию по делу. Сразу выявили три проблемных момента: во-первых, очень большой период (11,3 года, хотя обычные споры идут за 1-2 года), во-вторых, большое число разных фирм, где он работал, в-третьих, давность – прошло почти 30 лет.
Универсальные советы на примере дела Виктора как отстоять свое право на досрочную пенсию:
- Поищите информацию о судебных делах по старым работодателям в Интернете. Не исключено, что проблема с определенным работодателем была не только у одного человека. Пенсионный фонд ведет дела «под копирку». Значит, могут быть судебные решения, где отражены на какие доказательства смотрел суд именно по данной конторе.
У Виктора мы нашли 3 судебных решения по 4 местам работы. Это очень упростило работу.
- Займитесь сбором документов в архивах. Несмотря на тотальную разруху есть шанс, что часть документов с тех времен уцелела. Искать надо сразу по двум направлениям: кадровые документы (приказы, списки, табеля учета рабочего времени) и по организации (если встал вопрос чем фирма занималась). Времени уходит много, но попробовать однозначно стоит.
Из архивов мы получили документы по трудовым отношениям Виктора на 2 местах, а также о деятельности 2 его работодателей.
- Найдите свидетелей. Самый сложный, но нужный пункт. Суд активно заслушивают показания свидетелей по таким спорам. Их интересует чем фактически занимался истец, в каком временном режиме он работал (полный или неполный рабочий день), не было ли простоя на предприятии. Главное, чтобы сам факт трудоустройства свидетелей был подтвержден трудовой книжкой.
Виктору повезло – он нашел 7 человек своих бывших коллег!
- Назначайте экспертизу условий труда. Часто – ключевой элемент таких дел. Проводится в местной инспекции труда. Задача эксперта на основании собранных документов сделать вывод: соответствовала ли занимаемая должность истца какой-либо должности из «льготной сетки». Чем больше собрано документов в материалы дела, тем выше шанс на положительный ответ эксперта.
У Виктора экспертиза спор по наименованию профессии был по 5 периодам. Экспертиза подтвердила 3 периода, на 2 не смогли ответить. Мы еще собрали документы в дело и назначили дополнительное исследование. Вторая экспертиза «добила» оставшиеся периоды.
По итогу, все доказательства были в нашу пользу (экспертизы, бумаги, свидетели), но они подтверждали… только 10 лет 3 месяца. Не хватало 3 месяцев. И тут нам на помощь пришла судебная практика – устоявшиеся позиции судов по определенным вопросам. У Виктора военные сборы были 4,5 месяца. Сам их факт не оспаривался, просто их не включали в стаж. Со ссылками на судебные решения получилось склонить судью на нашу сторону и выиграть дело.
Виктору назначили пенсию с момента, когда ему исполнилось 56 лет и после вступления решения суда в силу выплатили «оптом» пенсию за все месяцы судебного процесса.
Искренне надеюсь, что информация понадобится Вам только для ознакомления, а не для конкретного применения! Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал! Будет очень много интересного и полезного!