Найти в Дзене
Культ-УРА!

Терри Пратчетт «Мелкие боги»: мелочь, а приятно

Начну с того, что «Мелкие боги» попала в разряд любимых где-то на середине повествования, оставшаяся половина лишь разжигала мои тёплые чувства и продлевала «медовый месяц». Жары, кстати, было очень много: солнце, пустыня и огонь – три составляющие хорошей книги о пророках, вере, мальчике и его боге, который раньше был быком или орлом, а теперь вот оказался черепашкой, потому что его акции резко упали в цене. Сложилось ощущение, что Терри был в ярости, когда писал эту книгу. «Маленькие боги» в приятном смысле злая по отношению к хорошо продуманным персонажам и монотеистической религии, где от самого бога осталось лишь оправдание захвата власти и внутреннего террора. Ах да! И резкое непринятие чужих верований – веская причина, чтобы отправиться в другую страну и устроить там государственный переворот. Хорошо, что в мире Пратчетта не придумали авиабомбардировку, иначе вместо и без того короткой книги могла получиться скромная брошюра. Не удивлюсь, если в современных реалиях эта история с

Начну с того, что «Мелкие боги» попала в разряд любимых где-то на середине повествования, оставшаяся половина лишь разжигала мои тёплые чувства и продлевала «медовый месяц». Жары, кстати, было очень много: солнце, пустыня и огонь – три составляющие хорошей книги о пророках, вере, мальчике и его боге, который раньше был быком или орлом, а теперь вот оказался черепашкой, потому что его акции резко упали в цене.

Сложилось ощущение, что Терри был в ярости, когда писал эту книгу. «Маленькие боги» в приятном смысле злая по отношению к хорошо продуманным персонажам и монотеистической религии, где от самого бога осталось лишь оправдание захвата власти и внутреннего террора. Ах да! И резкое непринятие чужих верований – веская причина, чтобы отправиться в другую страну и устроить там государственный переворот. Хорошо, что в мире Пратчетта не придумали авиабомбардировку, иначе вместо и без того короткой книги могла получиться скромная брошюра. Не удивлюсь, если в современных реалиях эта история смогла бы нанести невыносимое оскорбление прослойке населения с половинчатой извилиной, но разве не в этом вся прелесть литературы?

Терри характеризует протагониста как исключительно недалекого паренька-аутиста с феноменальной памятью и несгибаемой верой в бога Ома. Собственно Брута и его властная бабка, кажется, единственные кто на самом деле верит именно в Ома, а не выдуманные другими пророками божественные заповеди и процедуры. Едко и с запущенной безнадежностью преподносится деятельность «верующих», где есть святая Квизиция и невероятный Ворбис, в честь которого назвали аудиокодек.

Немного забегу вперёд и скажу, что после «Мелких богов» омнианство изменится до неузнаваемости, а последователи будут очень милыми (без шуток, Овес в Carpe Jugulum был чуть ли не самым трогательным обладателем религии головного мозга из всех).

-2

Множество аллюзий и отсылок к реальным историческим личностям и местностям, цинизм и вздорность Ома, пугающая методичность в жестоких действиях Ворбиса и очаровывающая целеустремленность Бруты сделали историю не просто захватывающей, но и поучительной.

Пратчетт сталкивает лбами религию и философию, правду и недомолвки, а привязанность объясняет выгодным паразитизмом. Если в других книгах, где упоминались нескончаемые боги, Терри объяснял их происхождение по-деловитому быстро и сжато, то в «Мелких богах» суть веры раскрыта полностью. Нужно заметить, удобная штука, нужно будет попробовать.

У Геймана в «Американских богах» используется такая же фабула – божество живет пока хотя бы один человек в него верит. И чем больше народа ему поклоняется, тем выше его место в хит-параде. Поэтому можно считать «Мелких богов» полноправным источником вдохновения. Жаль, что книга Пратчетта не так популярна, как «Американские боги». Ей бы очень пошёл мини-сериал от BBC.

Несмотря на очень маленький объём (всего 400 потрясающих страниц) «Мелкие боги» могут похвастаться насыщенным на события сюжетом. Где-то в последней трети, когда трое героев оказываются в пустыне, книга становится спокойной, даже медитативной. «Это странствие навсегда изменило омнианство. Мечи сменились проповедями, что привело к значительному сокращению смертности, ну, разве что за исключением тех случаев, когда проповедь слишком уж затягивалась». Читателю дают время отдышаться, собраться с мыслями, переварить полученную информацию и морально подготовиться к финальной развязке, эпичность которой заставляет сердце биться чаще и одним точным ударом сваливает на лопатки внутреннего скептика. Признаюсь, даже мои атеистические взгляды на секунду пошатнулись и получилось уверовать.

А ещё у Книги невероятной красоты иллюстрации от Омара Райана.