Найти тему
VIKENT.RU

Требование совести по Альберту Швейцеру - «был как все» и «не быть как все»

1. Albert Schweitzer, Etching by Arthur William Heintzelman
1. Albert Schweitzer, Etching by Arthur William Heintzelman

...По содержанию эта речь мало чем отличалась от выступления восемнадцати германских учёных-атомников и других честных и добросовестных исследователей, говоривших человечеству, что наша планета заражена, что гибельными становятся для детей земли её плоды и растения, молоко откармливаемого на ней стада, роса и дождь, падающие на неё и ещё недавно благословенные для злаков. Гибельными - вместе с дыханием, с едой, с питьем - для нас и для десятков будущих поколений.

Но хотя эта речь походила на многие сказанные и напечатанные, человечество слушало её с особым вниманием. Десятки тысяч подписей собрала она тотчас же на площадях Осло, под воззванием - прекратить испытания атомных бомб. её переслали на всех языках во многие страны мира. Что же заставило прислушаться к пей внимательней, чем к словам многих других учёных?

Подписана эта речь восьмидесятидвухлетним эльзасцем, лауреатом Нобелевской премии мира Альбером Швейцером. Кое-кто у нас вспомнит, может быть, что его книга - классическая книга об Иоганне Себастьяне Бахе - была издана в переводе на русский язык Музгизом ещё в 1934 году, и спросит не без удивления: «Это какой Швейцер - музыкант, органист?» Другие, следившие за философской литературой Запада, могут спросить: «Позвольте, да это не философ ли Швейцер? Не писатель ли, издавший автобиографическую повесть «Между водой и первобытным лесом»? Не историк ли, написавший серьёзную «Историю исследований жизни Иисуса»?» И наконец, немногие слышали о Швейцере совсем с другой стороны - как о враче, положившем годы на изучение и лечение тропической «сонной болезни». Тот ли он, кто в далеком болотистом Конго боролся за жизнь и здоровье африканских негров?

2. Изображение Ammar Hreib с сайта Pixabay
2. Изображение Ammar Hreib с сайта Pixabay

Да, Альбер Швейцер - один из крупнейших органистов нашего времени, большой музыкант и патриот настоящего, старинного органа, создававшегося руками мастеров-специалистов. Тот самый Швейцер, кто восставал против замены прежних органов фабричными и участвовал в починке и восстановлении могучих инструментов, которых касались когда-то пальцы Баха. Тот самый эльзасец Швейцер, дитя двойной франко-германской культуры, кто писал книги на одинаково родных для него языках - французском и немецком, героически трудился как врач-биолог во французской колонии Конго и отсидел за это во французском лагере для интернированных, потому что он был подданным немецкого государства.

Жизнь Швейцера исключительно интересна но своей необычайной многогранности. Но его простое и сдержанное слово о безумии испытаний атомных бомб, безумии их производства, безумии гонки вооружений и подготовки новой войны слушали с таким страстным вниманием, конечно, не только потому, что он широко известен как писатель, музыкант и врач, а потому, что за его словом стоял авторитет человека Швейцера.

Многогранное дело, которое он сделал и делает, выросло, в сущности, из одной-единственной формулы, положенной им в основу и своей философии, и своей музыки, и своей духовной деятельности, и своей практики врача: уважение к жизни. Человек может создать любое произведение искусства, духовной и материальной культуры; оп может строить, изобретать, открывать чудеса науки; оп сосчитал расстояния между звездами и построил машину, умеющую считать за него миллионами и биллионами цифр. Но человек пе может взять в руки глину и вдохнуть в неё жизнь, он не может путем технической формулы создать другого человека или хотя бы ползущего по песку муравьи.

3. Изображение klimkin с сайта Pixabay
3. Изображение klimkin с сайта Pixabay

Жизнь, величайшее откровение природы, даруемое каждому единожды, требует великого уважения к себе и великой бережливости, потому что это основное реальное благо человечества, источник всех остальных благ. Такова в немногих словах мысль Альбера Швейцера, зародившаяся у пего в самом детстве и определившая собой все его последующие поступки. Казалось бы, элементарная и давно всем известная мысль, из которой не выкроишь особенно глубокой философии,- но Альбер Швейцер построил под ней всю свою долгую жизнь очень хорошего, честного и бесстрашного человека, превратившуюся на каждом ей этапе, в каждом её проявлении в яркий пример борьбы за мир па земле, в грозное осуждение всякой военной агрессии и в эту, естественно венчающую его деятельность, речь остережения человечеству - не играть со смертью, не шутить с уничтожением жизни, произнесенную 23 апреля.

Альбер Швейцер родился в 1875 году в семье небогатого пастора в эльзасском городке Кейзерсберге, а вырос в другом маленьком городке, Гюнсбахе. Первый большой урок жизни дала ему деревенская школа. Хотя сын бедного пастора, обременённого к тому же огромной семьей, не бог весь как отличался от крестьянских ребят, но кто-то ИЗ них заметил ему однажды: тебе-то хорошо, ты ведь пасторский сынок,- и маленький Швейцер впервые почувствовал черту социального неравенства, проведенную между ним и товарищами. Он сам себе поклялся снять эту черту стать как все,- и тотчас же дома за столом, в школе за завтраком, в одежде, в досуге, в привычках стал подгонять условия своей жизни к уровню простого крестьянского быта своих товарищей. Но вот спустя несколько лет, уже подростком, он столкнулся с массовым, укоренившимся обычаем своих товарищей бегать по улице за старым евреем Мойше, торговцем мелким товаром, дразнить и задирать его, хватать за полы его длинной одежды.

4. Изображение Ilona Gr с сайта Pixabay
4. Изображение Ilona Gr с сайта Pixabay

Старик терпеливо, не раздражаясь и не отвечая, шел дальше. И тут, поймав выражение его глаз, подросток Швейцер почувствовал, как опускается новая разделительная черта между ним и товарищами, черта морального несогласия, и эту черту он не захотел снять,- наоборот, он укрепился за нею. Он стал снимать перед Мойше шапку при встрече, приветливо заговаривать с ним и провожать его домой, охраняя от преследований. Два полюса нравственного поведения - стремление делить с народом одинаковые материальные условия и уменье не подчиняться стадному, неверному настроению массы - не всегда легко соблюсти и взрослому человеку. Но мальчик Швейцер сделал их пробными камнями своего характера и воспитал себя на них. Много раз в жизни приходилось ему потом выполнять требование своей совести - «был как все» и «не быть как все».

Шагинян М.С., Cлово об Альберте Швейцере / Зарубежные письма, М., «Советский писатель», 1977 г., с.61-63

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Изображения в статье

  1. Изображение Ammar Hreib с сайта Pixabay
  2. Изображение Ilona Gr с сайта Pixabay