...По содержанию эта речь мало чем отличалась от выступления восемнадцати германских учёных-атомников и других честных и добросовестных исследователей, говоривших человечеству, что наша планета заражена, что гибельными становятся для детей земли её плоды и растения, молоко откармливаемого на ней стада, роса и дождь, падающие на неё и ещё недавно благословенные для злаков. Гибельными - вместе с дыханием, с едой, с питьем - для нас и для десятков будущих поколений.
Но хотя эта речь походила на многие сказанные и напечатанные, человечество слушало её с особым вниманием. Десятки тысяч подписей собрала она тотчас же на площадях Осло, под воззванием - прекратить испытания атомных бомб. её переслали на всех языках во многие страны мира. Что же заставило прислушаться к пей внимательней, чем к словам многих других учёных?
Подписана эта речь восьмидесятидвухлетним эльзасцем, лауреатом Нобелевской премии мира Альбером Швейцером. Кое-кто у нас вспомнит, может быть, что его книга - классическая книга об Иоганне Себастьяне Бахе - была издана в переводе на русский язык Музгизом ещё в 1934 году, и спросит не без удивления: «Это какой Швейцер - музыкант, органист?» Другие, следившие за философской литературой Запада, могут спросить: «Позвольте, да это не философ ли Швейцер? Не писатель ли, издавший автобиографическую повесть «Между водой и первобытным лесом»? Не историк ли, написавший серьёзную «Историю исследований жизни Иисуса»?» И наконец, немногие слышали о Швейцере совсем с другой стороны - как о враче, положившем годы на изучение и лечение тропической «сонной болезни». Тот ли он, кто в далеком болотистом Конго боролся за жизнь и здоровье африканских негров?
Да, Альбер Швейцер - один из крупнейших органистов нашего времени, большой музыкант и патриот настоящего, старинного органа, создававшегося руками мастеров-специалистов. Тот самый Швейцер, кто восставал против замены прежних органов фабричными и участвовал в починке и восстановлении могучих инструментов, которых касались когда-то пальцы Баха. Тот самый эльзасец Швейцер, дитя двойной франко-германской культуры, кто писал книги на одинаково родных для него языках - французском и немецком, героически трудился как врач-биолог во французской колонии Конго и отсидел за это во французском лагере для интернированных, потому что он был подданным немецкого государства.
Жизнь Швейцера исключительно интересна но своей необычайной многогранности. Но его простое и сдержанное слово о безумии испытаний атомных бомб, безумии их производства, безумии гонки вооружений и подготовки новой войны слушали с таким страстным вниманием, конечно, не только потому, что он широко известен как писатель, музыкант и врач, а потому, что за его словом стоял авторитет человека Швейцера.
Многогранное дело, которое он сделал и делает, выросло, в сущности, из одной-единственной формулы, положенной им в основу и своей философии, и своей музыки, и своей духовной деятельности, и своей практики врача: уважение к жизни. Человек может создать любое произведение искусства, духовной и материальной культуры; оп может строить, изобретать, открывать чудеса науки; оп сосчитал расстояния между звездами и построил машину, умеющую считать за него миллионами и биллионами цифр. Но человек пе может взять в руки глину и вдохнуть в неё жизнь, он не может путем технической формулы создать другого человека или хотя бы ползущего по песку муравьи.
Жизнь, величайшее откровение природы, даруемое каждому единожды, требует великого уважения к себе и великой бережливости, потому что это основное реальное благо человечества, источник всех остальных благ. Такова в немногих словах мысль Альбера Швейцера, зародившаяся у пего в самом детстве и определившая собой все его последующие поступки. Казалось бы, элементарная и давно всем известная мысль, из которой не выкроишь особенно глубокой философии,- но Альбер Швейцер построил под ней всю свою долгую жизнь очень хорошего, честного и бесстрашного человека, превратившуюся на каждом ей этапе, в каждом её проявлении в яркий пример борьбы за мир па земле, в грозное осуждение всякой военной агрессии и в эту, естественно венчающую его деятельность, речь остережения человечеству - не играть со смертью, не шутить с уничтожением жизни, произнесенную 23 апреля.
Альбер Швейцер родился в 1875 году в семье небогатого пастора в эльзасском городке Кейзерсберге, а вырос в другом маленьком городке, Гюнсбахе. Первый большой урок жизни дала ему деревенская школа. Хотя сын бедного пастора, обременённого к тому же огромной семьей, не бог весь как отличался от крестьянских ребят, но кто-то ИЗ них заметил ему однажды: тебе-то хорошо, ты ведь пасторский сынок,- и маленький Швейцер впервые почувствовал черту социального неравенства, проведенную между ним и товарищами. Он сам себе поклялся снять эту черту стать как все,- и тотчас же дома за столом, в школе за завтраком, в одежде, в досуге, в привычках стал подгонять условия своей жизни к уровню простого крестьянского быта своих товарищей. Но вот спустя несколько лет, уже подростком, он столкнулся с массовым, укоренившимся обычаем своих товарищей бегать по улице за старым евреем Мойше, торговцем мелким товаром, дразнить и задирать его, хватать за полы его длинной одежды.
Старик терпеливо, не раздражаясь и не отвечая, шел дальше. И тут, поймав выражение его глаз, подросток Швейцер почувствовал, как опускается новая разделительная черта между ним и товарищами, черта морального несогласия, и эту черту он не захотел снять,- наоборот, он укрепился за нею. Он стал снимать перед Мойше шапку при встрече, приветливо заговаривать с ним и провожать его домой, охраняя от преследований. Два полюса нравственного поведения - стремление делить с народом одинаковые материальные условия и уменье не подчиняться стадному, неверному настроению массы - не всегда легко соблюсти и взрослому человеку. Но мальчик Швейцер сделал их пробными камнями своего характера и воспитал себя на них. Много раз в жизни приходилось ему потом выполнять требование своей совести - «был как все» и «не быть как все».
Шагинян М.С., Cлово об Альберте Швейцере / Зарубежные письма, М., «Советский писатель», 1977 г., с.61-63
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Изображения в статье
- Albert Schweitzer, Etching by Arthur William Heintzelman, By Arthur William Heintzelman - The Library od Congress Prints & Photographs Online Catalog, Public Domain