Немецкий писатель Томас Манн . Лауреат Нобелевской премии по литературе 1929 года.
«Критики (как, возможно, и автор) думают и думали, что в «Докторе Фаустусе» показана гибель музыканта, захотевшего разрушить рамки своего искусства, иначе говоря, спета отходная всякому левацкому, формалистическому, абстрактному, оторванному от жизни новейшему западному искусству. В герое своего романа, композиторе Леверкюне, Томас Манн, показав стремление этого героя создать небывалую музыку (типа знаменитой додекафонии австрийского композитора Шёнберга, заставил его как бы «продать душу чёрту» (отсюда обращение к старому фольклорному образу Фауста) и погибнуть страшной смертью от болезни, которую в XVIII веке ещё не умели лечить, да вряд ли полностью побеждают и сейчас. К сожалению, именно такую узкую трактовку дала книге Томаса Манна и товарищ Мотылёва в журнале «Новый мир», сведя глубину её к школьной морали.
Но гениальный роман Томаса Манна был бы выстрелом из пушки по воробью, если б всё его значение свелось к выпаду против такого преходящего явления, как формалистические загибы в искусстве, самим временем обреченные на отмирание. Нет, хотел или не хотел этого Томас Манн, в романе его во всю глубину и ширину поставлена совсем иная тема, несравненно более важная для нас и для всей эпохи: тема сущности творческого акта.
Вовсе не в том дело, какую именно музыку писал Леверкюн, а в том дело, что Томас Манн показал его творцом и весь роман строится на описании того великого и страстного напряжения, с помощью которого нормальный человек выходит за рамки ординарной человеческой нормы и становится как бы сверхнормальным, становится творцом-новатором, созидателем ещё не существовавших до него ценностей.
Показав творческий акт как нечто «теургическое» говоря языком стародавней метафизики, то есть не присущее нормальному человеческому существу, а как бы требующее выхода его, вырастания его над своей нормой, над отпущенными ему природой возможностями, роман Томаса Манна естественно подводит мысль к необходимости расплаты чем-то за небывалое счастье, за дар человека творить, выделяющий его среди других людей, этого дара не имеющих.
В процессе писания этого романа и до него Томас Манн внимательно изучал судьбы многих больших творцов, и не одних только музыкантов. Каждый из них расплачивался за счастье создавать новые миры, то есть за роль «теурга», создателя, превышающую норму человека: одни умирали, не дожив до сорока лет, в нищете, одиночестве, отверженности; другие сами кончали свою жизнь, не в силах её нести дальше; третьи сходили с ума, заболевали страшной болезнью; и почти во всех случаях жизнь большого творца была трагической жизнью.
Великий старец, окруженный всемирным почитанием, Лев Толстой уходил умирать на проезжую дорогу, и эта необычная смерть поднимала занавес над тяжёлой драмой, какую он переживал. Другой великий старец, любимый Томасом Манном, казалось бы, вырвался из
заклятого круга - умер на собственной постели, нормально «смежив очи», как поэтически выразился о нём наш поэт Боратынский, только лишь попросив перед смертной минутой - «больше света» («Mehr Licht») - легендарные последние слова Гёте.
Но и Гёте не был исключением, а лишь подтверждением неизбежности расплаты за творчество: не зря он прожил со своей теорией отречения («Entsagung»), отказываясь от больших и малых радостей жизни, от любви и ценою этих постоянных отказов как бы откупаясь мелкой монетой от необходимости пожертвовать главным, пережить трагедию утраты творчества.
Внимательно изучив эти жизни, Томас Манн и легенду о Фаусте, - повторяю, хотел или не хотел он этого, - расшифровал по-своему: средневековый доктор продал душу чёрту за возвращение молодости, за продление жизни; а его новейший «Доктор Фаустус», молодой композитор Леверкюн, «продаёт душу черту» за право на творчество. И проблема творческого дара, поставленная в самую современную для этого эпоху, получает в книге - неосознанно для самого автора - чудовищный ответ: за творчество, как за сверхнормальное состояние человеческой психики, надо расплачиваться гибелью. Зло - болезнь, сумасшествие, несчастие, трагедия берут от человека свою плату, свою «компенсацию» за счастье творить»
Шагинян М.С., Судьба творца / Зарубежные письма, М., «Советский писатель», 1977 г., с.444-446.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Изображения в статье
- Томас Манн, 1932 год, Автор: Bundesarchiv, Bild 183-R15883 / неизвестен / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de
- Иллюстрация из книги "Фауст", By Eugène Delacroix - This file was donated to Wikimedia Commons as part of a project by the Metropolitan Museum of Art. See the Image and Data Resources Open Access Policy, CC0
- Лист из Альбома В. Россинского. "Последние дни Л.Н. Толстого". 1911 г., Автор: Россинский Владимир Илиодорович - Архив художника Владимира Россинского., Общественное достояние
- Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787. Холст, масло. 164 x 206 см. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне, Автор: Тишбейн, Иоганн Генрих Вильгельм - Neu abphotographiert im Städel-Museum Frankfurt von Martin Kraft, vorher: The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202., Общественное достояние