Найти тему
VIKENT.RU

Расплата за творчество по Томасу Манну

Немецкий писатель Томас Манн . Лауреат Нобелевской премии по литературе 1929 года.

1. Томас Манн, 1932 год
1. Томас Манн, 1932 год

«Критики (как, возможно, и автор) думают и думали, что в «Докторе Фаустусе» показана гибель музыканта, захотевшего разрушить рамки своего искусства, иначе говоря, спета отходная всякому левацкому, формалистическому, абстрактному, оторванному от жизни новейшему западному искусству. В герое своего романа, композиторе Леверкюне, Томас Манн, показав стремление этого героя создать небывалую музыку (типа знаменитой додекафонии австрийского композитора Шёнберга, заставил его как бы «продать душу чёрту» (отсюда обращение к старому фольклорному образу Фауста) и погибнуть страшной смертью от болезни, которую в XVIII веке ещё не умели лечить, да вряд ли полностью побеждают и сейчас. К сожалению, именно такую узкую трактовку дала книге Томаса Манна и товарищ Мотылёва в журнале «Новый мир», сведя глубину её к школьной морали.

Но гениальный роман Томаса Манна был бы выстрелом из пушки по воробью, если б всё его значение свелось к выпаду против такого преходящего явления, как формалистические загибы в искусстве, самим временем обреченные на отмирание. Нет, хотел или не хотел этого Томас Манн, в романе его во всю глубину и ширину поставлена совсем иная тема, несравненно более важная для нас и для всей эпохи: тема сущности творческого акта.

2. Иллюстрация из книги "Фауст"
2. Иллюстрация из книги "Фауст"

Вовсе не в том дело, какую именно музыку писал Леверкюн, а в том дело, что Томас Манн показал его творцом и весь роман строится на описании того великого и страстного напряжения, с помощью которого нормальный человек выходит за рамки ординарной человеческой нормы и становится как бы сверхнормальным, становится творцом-новатором, созидателем ещё не существовавших до него ценностей.

Показав творческий акт как нечто «теургическое» говоря языком стародавней метафизики, то есть не присущее нормальному человеческому существу, а как бы требующее выхода его, вырастания его над своей нормой, над отпущенными ему природой возможностями, роман Томаса Манна естественно подводит мысль к необходимости расплаты чем-то за небывалое счастье, за дар человека творить, выделяющий его среди других людей, этого дара не имеющих.

В процессе писания этого романа и до него Томас Манн внимательно изучал судьбы многих больших творцов, и не одних только музыкантов. Каждый из них расплачивался за счастье создавать новые миры, то есть за роль «теурга», создателя, превышающую норму человека: одни умирали, не дожив до сорока лет, в нищете, одиночестве, отверженности; другие сами кончали свою жизнь, не в силах её нести дальше; третьи сходили с ума, заболевали страшной болезнью; и почти во всех случаях жизнь большого творца была трагической жизнью.

3.  Лист из Альбома В. Россинского. "Последние дни Л.Н. Толстого". 1911 г.
3. Лист из Альбома В. Россинского. "Последние дни Л.Н. Толстого". 1911 г.

Великий старец, окруженный всемирным почитанием, Лев Толстой уходил умирать на проезжую дорогу, и эта необычная смерть поднимала занавес над тяжёлой драмой, какую он переживал. Другой великий старец, любимый Томасом Манном, казалось бы, вырвался из
заклятого круга - умер на собственной постели, нормально «смежив очи», как поэтически выразился о нём наш поэт
Боратынский, только лишь попросив перед смертной минутой - «больше света» («Mehr Licht») - легендарные последние слова Гёте.

4.  Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787. Холст, масло. 164 x 206 см. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне
4. Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787. Холст, масло. 164 x 206 см. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне

Но и Гёте не был исключением, а лишь подтверждением неизбежности расплаты за творчество: не зря он прожил со своей теорией отречения («Entsagung»), отказываясь от больших и малых радостей жизни, от любви и ценою этих постоянных отказов как бы откупаясь мелкой монетой от необходимости пожертвовать главным, пережить трагедию утраты творчества.

Внимательно изучив эти жизни, Томас Манн и легенду о Фаусте, - повторяю, хотел или не хотел он этого, - расшифровал по-своему: средневековый доктор продал душу чёрту за возвращение молодости, за продление жизни; а его новейший «Доктор Фаустус», молодой композитор Леверкюн, «продаёт душу черту» за право на творчество. И проблема творческого дара, поставленная в самую современную для этого эпоху, получает в книге - неосознанно для самого автора - чудовищный ответ: за творчество, как за сверхнормальное состояние человеческой психики, надо расплачиваться гибелью. Зло - болезнь, сумасшествие, несчастие, трагедия берут от человека свою плату, свою «компенсацию» за счастье творить»

Шагинян М.С., Судьба творца / Зарубежные письма, М., «Советский писатель», 1977 г., с.444-446.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Изображения в статье

  1. Томас Манн, 1932 год, Автор: Bundesarchiv, Bild 183-R15883 / неизвестен / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de
  2. Иллюстрация из книги "Фауст", By Eugène Delacroix - This file was donated to Wikimedia Commons as part of a project by the Metropolitan Museum of Art. See the Image and Data Resources Open Access Policy, CC0
  3. Лист из Альбома В. Россинского. "Последние дни Л.Н. Толстого". 1911 г., Автор: Россинский Владимир Илиодорович - Архив художника Владимира Россинского., Общественное достояние
  4. Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787. Холст, масло. 164 x 206 см. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне, Автор: Тишбейн, Иоганн Генрих Вильгельм - Neu abphotographiert im Städel-Museum Frankfurt von Martin Kraft, vorher: The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202., Общественное достояние