Найти тему
Сила Слова

«Завод…»

В небольшом провинциальном городе, на юге некогда большой страны, кроме нескольких небольших предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города и района, активно функционировал небольшой ремонтно-механический завод…

Из когда-то небольшой кузни, в советские времена на базе ее был организован этот завод. Руководителем завода был назначен фронтовик, отставной офицер, который после войны и осел здесь в этом южном городке…

Как и подобает офицеру-фронтовику, он с большим энтузиазмом взялся за дело и в достаточно короткий срок организовал работу на заводе. Первоначально завод был нацелен на ремонт в основном сельхозтехники, но затем, когда завод «оброс» оборудованием, станками и инженерными кадрами он сосредоточился на ремонте двигателей внутреннего сгорания (ДВС), для грузовых и легковых автомобилей серии «ГАЗ»…

Со всей южной округи и не только к заводу свозились двигатели для ремонта. Вместе с накоплением опыта выполнения этих работ, завод расширял свою материально-техническую базу, и усиливал свои производственные мощности. Словом, работа на заводе в буквальном смысле «кипела», коллектив завода сплоченно и самоотверженно трудился, порой переходя на двухсменную работу…

Со временем руководство завода поменялось, ему на смену пришли более молодые, современные инженеры и специалисты. Продолжая работы по ремонту двигателей внутреннего сгорания, эти специалисты решили расширить возможности завода. В этот период началось повальная газификация города и сельской местности района, а это послужило стимулом заводу заняться еще и изготовлением газового оборудования. В срочном порядке были подготовлены соответствующие специалисты, разрешительные документы и лицензии, налажены связи со смежными предприятиями для получения и приобретения по кооперации комплектующих деталей и метизов…

Первоначально заводу нелегко давалось освоение новой не специфичной для ремонта (ДВС) газовой техники, но шаг за шагом завод успешно «втянулся» и в этот ассортимент выпускаемых изделий…

Заработали новые цеха, новые станки и пресса и завод стал осваивать изделия для газовой техники. С конвейера завода пошли: газовые котлы, газовые горелки, регуляторы давления газа с высокого на среднее и другие вещи…

Так совпало, что именно в этот период времени, когда завод стал увеличивать свои мощности и ассортимент выпускаемой продукции, произошли две взаимоисключающие вещи. А именно, распад страны и в связи с этим, концентрация на завод новых, приезжих специалистов со всех концов страны…

Эти специалисты из различных отраслей промышленности, науки и производства, с определенным опытом работы и знаниями быстро организовали на заводе так называемое экспериментальное конструкторское бюро…

Новый взгляд на задачи завода со стороны «КБ», дало быстрый результат. Тут же расширился ассортимент газового оборудования, повысилось качество его и дизайн, технологическое оборудование и оснастка для ремонта двигателей получили свое новое, второе рождение…

Не обращая внимания на происходящие перемены в целом в стране, скорее всего по «инерции» и желания оградить завод от этих «перемен», коллектив с трепетом, изо всех сил старался сохранить свою производственную жизнь. Порой, идя на мизерное вознаграждение за свой труд, с надеждой отодвинуть тот страшный час невостребованности…

К этому моменту, то ли по «воле» свыше, с небес на завод «свалился» большой «Китайский заказ» на партию газовых котлов, которые в свою очередь были универсальными и давали возможность их использовать на твердом топливе: дрова, уголь и т. д.…

Заводчане с энтузиазмом «впряглись» в эту работу, тем более, что заказ был срочный. Работа была организована в несколько смен, на сборку изделий были брошены все ИТР-овские работники…

В назначенный срок изделия упакованные, выстроенные на отгрузочной площадке словно воинское подразделение, ждало своего отправления в далекий китайский город Шанхай…

Радость от успешного выполнения заказа, омрачалась другим известием для заводчан, это нашествие ползучей «прихватизации»…

В одно «прекрасное» утро, на планерке, директор завода объявил, что экономическое положение завода катастрофическое и оно «вынуждает» нас, то бишь коллектив уйти на бессрочный отпуск, а работу завода приостановить до лучших времен…

Из-за тотального безденежья, завод вынужден рассчитываться с рабочими готовой продукцией, то есть «железом», а они в свою очередь должны ее реализовывать, чтобы как-то обеспечить свою семью денежными средствами…

Отправив основной состав завода, в неоплачиваемый отпуск и раздав в качестве зарплаты, часть готовых изделий завода, директор взял курс на срочную приватизацию завода…

Коллектив конструкторского бюро и часть рабочих экспериментального производства выступили против этого, предложив ряд мероприятий переориентации завода и сохранения его работоспособности…

В ответ прозвучало «роковое» от директора: «Я уже не могу вас «содержать»…» - на что, кто-то из коллектива конструкторов возразил: «Если вы не можете, значит, кто-то другой сможет…»…

С этого момента, практически планерка больше не собиралась, но зато те, что возразили тогда, да и весь более активный коллектив завода «потихоньку» был вынужден покинуть завод…

Формально «прихватизация» завода была реализована полностью и основным собственником «естественно» стал его директор и его родственники, которые за бесценок скупили почти все акции заводчан…

Сдав все оборудование и «железо» завода в металлолом, освободив здания и цеха завода, он их сдал в аренду. Потихоньку на счет директора стали «капать» денюжки за аренду. Он довольный этими обстоятельствами, на правах «хозяина» завода медленно расхаживает по пустой его территории «мурлыкая» себе под нос: «Все народное, все мое…»…

Константин Русинов