Немного удивительно, что Esoteric объявил о выпуске нового бокс-сета Тони Бэнкса "Banks Vaults: The Complete Albums 1979-1995" несколько недель назад. Все сольные альбомы (кроме оркестровых) в одном наборе плюс бонусный DVD с музыкальными клипами. Мы уже брали у Тони интервью в прошлом году, но, тем не менее, появилась отличная возможность продолжить с ним общение, сосредоточившись на рок-альбомах. Благодаря новому боксу, можно поднять много вопросов, и мы углубились в отдельные альбомы и сотрудничество с другими музыкантами. Также вы узнаете, что смотрит Тони на YouTube, плюс немного о будущих планах.
- Начнем с насущного: в нашем интервью в начале прошлого года мы говорили о переизданиях альбома и почему выпуск релизов в формате 5.1 прекратился. Теперь вы анонсировали бокс-сет, содержащий все альбомы. Можете ли вы объяснить, что это за история? Почему сейчас выходит бокс-сет вместо того продолжения релизов в формате 5.1?
- Главная причина в том, что этот бокс-сет - плод желания звукозаписывающей компании. И я очень рад выходу всех моих записей. С точки зрения формата 5.1, по их мнению, он не оправдывает ни затраченного времени, ни ресурсов, а тем более денег. Кроме того, более поздние записи звучат в любом случае лучше. Одной из основных причин выпуска альбомов "A Curious Feeling" и "The Fugitive» в 5.1 - это желание сделать хороший ремикс, правильный стереомикс. А в случае с "Still" или "Strictly Inc" - оба альбома сделаны Ником Дэвисом, и мы очень довольны тем, как они звучат в наши дни. Так что особых улучшений не случилось бы, если бы мы сделали им новый микс. В итоге решили снова их выпустить и сделать ремастеринг, чтобы они все звучали чуть лучше. И, конечно, "A Chord Too Far" уже вышел, но это, скорее, прелюдия к сегодняшнему релизу. Теперь же у вас будут все альбомы. Кроме того, в наши дни, учитывая все эти потоковые вещания и тд... у вас всегда будет возможность послушать отдельные треки.
- Майлз Шоуэл и Ник Дэвис делали ремастеринг на Эбби Роуд. Вы как-то участвовали?
- Не особо, ремастеринг - это лишь финальная стадия, подчеркну, что это не пересведение. Да, некоторые из ранних треков были пересведены, что-то из "Soundtracks" и "Bankstatement", плюс "The Fugitive" и "A Curious Feeling" целиком. Но в целом ремастеринг — это лишь переложение музыки из лент на цифровую платформу. Так сказать, усилить звучание, не меняя его.
- Самое приятное то, что в наборе есть бонус-диск с вашими музыкальными клипами! Что вы думаете об этих видео и почему вы их решили выпустить?
- Звукозаписывающая компания решила, что так было бы неплохо. Очевидно, что все видео доступны на Youtube и тд, поэтому их можно и так найти при желании. Ну, некоторые из них хорошие, некоторые не очень (смеется). Ясен пень, что я не особо люблю видео "This Is Love", где я пою — у многих это получается лучше. Видео эти сами по себе странные, но в них есть нечто особенное. И в них также можно увидеть других певцов, а это плюс. Поэтому я был рад, что их включили. Это не классика, конечно, но приятный бонус.
YouTube4:05
- В наборе не было дополнительного бонусного материала, например демо, альтернативных версий или неизданных треков. Значит, в вашем архиве не осталось ничего такого?
- Мы хотели придерживаться строго записей из альбомов, а дополнительный материал у меня выходил в боксе "A Chord Too Far". Есть у меня некоторые песни, например, трек "It All Comes Back to You", записанный для альбома "Strictly Inc", но он не очень хорош. Есть еще какие-то фрагменты, которые оказались в другом месте, поэтому я подумал, что всё что действительно достойно, оказалось в "A Chord Too Far». Но мы включили 2 бонусных трека из "The Fugitive" - "K2" и "Sometimes Never", а также "Diamonds Aren't So Hard" из "Bankstatement". Но эти треки по своему качеству равны альбомным. Поэтому был рад их включить. А что касается "Back To You", то мне показалось, что она слабее, поэтому в ней я смысла не видел. В любом случае, многое из бокс-сета большинство людей не слышали, поэтому я хочу дать им то, что считаю лучшим.
— Саундтрек "The Wicked Lady" тоже является частью набора. А что насчет саундтрека к фильму "Крик"? Были ли планы его включить?
- Основная часть музыки к "Крику" - это то, что попало в итоге в "A Curious Feeling", конкретно - песня "From the Undertow". Версия, которую мы делали для фильма, принципиально не отличается. Не было никакой причины ее включать. Альбомная даже лучше. Другая часть песен для фильма сочинена Майком (Резерфордом — прим.). Ещё мы сделали парочку альтернативных версий главной темы, но в них нет ничего существенного. Короче, их недостаточно для того, чтобы делать полноценную запись.
- Теперь у вас есть 7 альбомов в одном пакете - что вы думаете о работе в целом?
- Ну, я фанат! Мне нравится мой собственный материал. И я очень рад об этом сказать. Некоторые утверждают: "Нет, мне не особо нравится!", "Я не могу смотреть фильмы с собственным участием" или что-то такое, но я не такой. Есть недостатки, есть хорошие моменты, есть плохие... Но я очень горжусь ими. То же самое касается того, что я делал в Genesis. Я чувствую, что там много сильного материала. Думаю, мои сольные альбомы так же сильны, как и альбомы Genesis, просто о них слышали не так много людей. Но с точки зрения написания, в них есть песни, которые я считаю лучшими. Опять же, очень этим счастлив.
— Какие у вас любимые сольные песни?
- Целиком мне всегда нравился альбом "A Curious Feeling". В его основе одна идея, которая прослеживается на протяжении всего альбома. А что касается любимой песни, наверное, предсказуемо — "The Island of Darkness" из «Strictly Inc". Она длинный, в ней много раз меняется настроение и она похожа на ранний Genesis. Там хорошая гитара, да и в музыкальном плане она интересная. Это довольно длинное произведение, и я даже не пытался его сократить. Там всё перетекает туда, куда и должно. Мне очень нравится эта музыка. И те, кто любит ранний Genesis, в нем что-то для себя найдут.
- Вы много работали с другими музыкантами над своими сольными записями. Как стало возможным это сотрудничество? Просто случайно или вы кого-то имели планировали заранее, а потом приглашали для альбома?
- С некоторыми судьба связала случайно. С Кимом Бикон, например. Я искал вокалиста для альбома и мне показалось, что у него тот голос, который мне нужен. То же самое произошло с Алистором Гордоном, в то время как Джейни Климера предложил Стиви Хилладж. А был человек, которого выбрал я - Ник Кершоу, сам ему позвонил и спросил, не заинтересован ли тот сделать что-то совместное, и он ответил да. Мне нравятся его альбомы, это отличный поп-материал. В них сильна музыкальная составляющая. Особенно мне нравится его альбом "The Works", песня "Cowboys and Indian". На этом треке мне ещё понравилась игра Винни Колайута, который также стал барабанщиком в моем альбоме "Still". Мне несколько раз предлагали Фиша, и я в итоге с ним встретился. Поработав с ним, захотел встретиться ещё и поработать снова. Тоже самое с Джейми Климеком. В общем, где-то случайно, где-то запланировано.
- На ваших записях было 9 вокалистов. Кто из них был лучшим или, скажем так, запоминающимся?
- О, ну так не честно. Хм... ну, у Ника Кершоу своеобразный голос. Он пел очень хорошо, особенно в "Red Day on Blue Street". Тойя тоже проделала отличную работу в песне "Lion of Symmetry". Это один из лучших треков, который также имеет значение. Но, наверное, любимым исполнителем назову Джека Хьюса. Он сделал то, что сделал бы я, если бы умел также. Его пение в "An Island of Darkness" прекрасно. Плюс мы добавили дерзости в такие песни, как "Charity Balls" и "Only Seventeen". Он очень разносторонний певец, а еще очень музыкальный человек. Мне было интересно. Но они все для меня замечательные певцы.
- У вас также было 8 барабанщиков на альбомах. Это помимо Фила Коллинза, Нира Зи и Ника Д'Виргилио. Есть любимые моменты? Как вы с ними связывались?
- С Винни я связался напрямую: мне вообще очень повезло с барабанщиками, я работал с лучшими в мире. Очевидно, что это Фил и Честер, но еще был Стив Гэдд, которого многие назвали своим любимым барабанщиком. Винни, а также Тони Бирд и Джефф Дагмор - это высоко оцененные барабанщики. Джон Робинсон - тоже отличный сессионщик. Изначально, перед записью "Strictly Inc", я снова пытался найти Винни, но он был в туре со Стингом. Поэтому он не смог принять участие. Мне предложили Джона, и он тоже был изумителен. На самом деле много хороших музыкантов. Мне очень повезло, что я работал со многими, причем так удачно. У всех у них есть сила, и каждый помог песням зазвучать по-особенному. Так получилось, что на записях оказывались разные персонажи. Я очень хотел использовать Пино Палладино на бас-гитаре. Он играл в группе Пола Янга, когда они разогревали Genesis в 1987 году, и часто слушал, как он играет на бас-гитаре. Я очень хотел его привлечь для своего материала. Некоторых предложили звукорежиссеры. Например, Ник Дэвис посоветовал обратить внимание на Грэма Брода, потому что он четко знал, как тот будет звучать в конкретном треке. И в конце концов, он реально справился очень хорошо. Даже лучше, наверное, чем справился бы Винни.
- Говоря о процессе записи, у вас также были групповые проекты , такие как Strictly Inc и Bankstatement, вы записывались именно как группа или пошагово?
— "The Fugitive" я почти весь сделал дома, только позднее в студии добавил некоторые детали. "Bankstatement" мы записывали так же, как и альбомы Genesis. То есть у нас было то, с чего можно начать. Например, драм-машина, которая задавала ритм, была основой для большинства треков. Под неё можно было что-то сочинять или импровизировать. Но именно как полноценная группа…нет, не получилось. Когда запись уже началась, половину времени мы даже не знали, кто будет на вокале. На самом деле, это плохо, но увы. Какие-то песни мы начинали с одним вокалистом, но, понимая, что что-то не так, поздней его меняли. Я склонен сочинять песню для большинства голосов. Вероятно, единственное исключение — Джим Даймонд, потому что, как и Фил, он мог петь очень высоко. Но не у всех такой голос. В любом случае, интересно работать с разными людьми, у них у всех разные таланты.
Tony Banks You Call This Victory (featuring Jim Diamond) 5:14
- В некоторых интервью вы упомянули, что вам не очень понравился какой-то трек в том плане, как он был записан. Вы когда-нибудь думали перезаписать некоторые из ваших треков?
- Если говорить о рок-альбомах, то я не хочу к ним возвращаться и что-то переделывать. Конечно, мы бы хотели сделать ремикс на некоторые песни, особенно ранние. И в бокс-сете есть треки, которые являются ремиксами. Я чувствовал, что оригинальным версиям чего-то не хватает. У нас такая же проблема была с некоторыми альбомами Genesis, например, "Duke", который, по нашему мнению, мог звучать лучше. Но остальными моими сольными песнями я очень доволен, в частности их звучанием. Но когда дело дошло до оркестра, я почувствовал, что есть 2-3 произведения, которые можно было бы сделать по-другому. Но это другая история.
- Чем вы занимаетесь сегодня? Пишете новые песни?
- У меня нет ничего нового, я мало чем занимаюсь. Не особо много писал важного за последний год-два, но уверен, что это снова случится. Вероятно, оно пойдет в оркестровом направлении, потому что, чувствую, что именно там я получил больше всего вистов и больше всего удовлетворения. Но я никогда не исключаю рок-музыку, и мне нравится звучание ритма и ударных, гитар и всего остального. Но ничего не планируется. На данный момент, у меня нет никаких идей.
- Если бы у вас была возможность сделать кавер на один из ваших треков с другим артистов, то на какую песню и с кем?
- Я бы хотел попробовать того, у кого уже есть хит. Кого-то из высшей категории, есть много отличных певцов. Адель была бы великолепна, у нее отличный голос, но она не собирается это делать (смеется). У большинства певцов есть что-то, что делает их музыку стоящей, но если бы они пели мои песни, им бы чего-то не хватало, потому что это были бы мои песни. С другой стороны, есть несколько отличных кавер-версий, например, Disturbed сделали отличный кавер на "Land of Confusion". И их кавер-версия на "The Sound of Silence" тоже фантастическая. Это работает, когда вы берете песню, потом меняете ее и получаете что-то еще. Так что, если кто-то хочет что-то такое сделать, я был бы счастлив. Но я об этом не думаю. И не думаю, что это когда-либо случится, поскольку материал не был особо популярен.
— Этим вопросом я хотел еще кое-что выяснить. Что вы слушаете в эти дни?
- На самом деле, я люблю Youtube, можно легко просматривать всякие фрагменты. Люблю версию "Hurt" Джонни Кэша - слушал ее несколько раз, плюс там блестящее видео. Песня хорошая, но его версия - великолепна. Он привнес что-то особенное в неё. Что касается других... я слушаю много классической музыки. И да, я слушаю стариков. Иногда даже что-то из моего детства. Был фрагмент, который мой брат попросил меня найти, он называется "The Three Trees". Не могу вспомнить, кто его делал, и вроде это даже был только би-сайд. Я зашел на Youtube и нашел видео с парнем, который ее поет. Совершенно замечательно. Вернул меня в детство. "Yesterday Has Gone" группы Cupids Inspiration - песня, которая мне очень нравится, и тоже ее нашел. Это очень забавно. В машине слушаю что-нибудь по радио. Обычно слушаю разговорные передачи, но иногда и рок-музыку.
- Вы рассматривали возможность сделать живые выступления в честь бокс-сета?
- Ну нет, вы же знаете, где я, а где живые выступления... Я не рассматриваю их. Для того, чтобы играть в живую (может, это просто оправдание), я всегда чувствовал, что нужно иметь хотя бы хит, чтобы попасть на нижнюю ступень. Трек, который известен, вокруг которого уже можно строить сет концерта. Я не чувствую, что у меня что-то такое есть. Так что никогда этого не делал. Играть в живую - не самое мое счастливое время. Мне больше нравится сочинять и записывать музыку. Вот почему я никогда этим не занимался. Когда я нахожусь где-то за кулисами и вижу других ребят, иногда приходят такие чувства, но вряд ли когда-нибудь этим займусь.
- Какие планы на этот и на следующий год? Мы видели, как Майк Резерфорд присоединился к Филу Коллинзу на сцене для песни «Follow You Follow Me» недавно. Не хотели бы к ним присоединиться?
- (смеется). Я не против к ним присоединиться, но вы знаете, у Genesis планов нет, если вы это пытались спросить. Я видел и Фила, и Майка в их бесконечных турах, но это в прошлом или позапрошлом году. Мы иногда говорим о том, чтобы снова что-то сделать совместно, но никто ничего не знает. Не исключено, что соберемся. У нас нет планов. Сейчас я сконцентрировался на том, чтобы выпустить бокс-сет, и, вероятно, думаю, о классических вещах. Мне почти 70. В жизни наступает момент, когда ты немного замедляешься. Но Чарли Уоттсону почти 80, и он всё ещё играет. Так что всё возможно, но сейчас я это воспринимаю немного легче.
- И вы сказали, что хотите выпустить классические альбомы, например, бокс-сет или что-то еще?
- Ну, NAXOS, который выпустил первые два альбома, очень хотят увидеть смогут ли они получить большее от FIVE. На данный момент это единственное, что они хотят. FIVE показали потрясающие результаты в первую неделю, а после - ничего. Для меня это лучший из моих классических альбомов. Есть вещи, которыми очень горжусь. В конце концов, всё может случится. Мне очень повезло. У меня был невероятный успех с Genesis, и я так же мог записывать и выпускать классические альбомы. И за это я очень благодарен.
- Хорошо, Тони, мы закончили. Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы
- Было очень приятно снова поболтать, Кристиан. Надеюсь, еще снова поговорим. Спасибо.