.
Гамлет Шекспира моя любимейшая драма , о которой я бы и хотел начать разговор. С чего бы я начал? Пьеса интересна, прежде всего, своей историей. На самом деле, драма Гамлет написана по мотивам скандинавской саги о принце Амлете, который мстил за своего отца, (кстати, он выиграл и даже взошел на трон, и правил страной до конца своих дней.) Что же касается пьесы Шекспира, (который изменил сюжет скандинавской саги), может быть, мало , кто на самом деле знает, что в Англии до Шекспира уже существовала пьеса Гамлет, рукопись которой, до наших дней, не сохранилась. Пьеса была написана, по всей видимости, драматургом Т.Кидом, предшественником Шекспира, и новатором английской драматургии. Почему же Шекспир переписал сюжет так, что Гамлет погибает, исполняя свою миссию? ... Может быть потому, что правда Гамлета должна быть правдой небесной, а не земной, и это нам и хотел донести Шекспир? .. Шекспир в конце концов был слишком христианином. Одно время, некоторыми литературоведами считалось, что Шекспир христианином не был , а был, тайным язычником, влюбленным в античность, однако , сейчас, эти сведения считаются, давно уже устаревшими, в виду доказанности того, что Шекспир был, все таки, христианином. Сейчас, актуальнее другой вопрос, к какому именно христианству, относил себя Шекспир?
Уильям Шекспир, вероятно, был католиком (как считает глава Англиканского сообщества Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, по мнению которого , не смотря на то, что доказать это трудно, исходя из скудных фактов биографии великого драматурга, католичество Шекспира ощущается в самих произведениях Шекспира.) С точки зрения архиепископа , человек написавший Гамлета, не мог не знать, что такое Покаяние и Благодать, в традиционно католическом понимании этих понятий. В то же время, (как утверждает архиепископ) , вне сакрального контекста Католичества, многие места из произведений Шекспира - так же невозможно понять. Другое дело, что если Шекспир был католиком, отсюда следует что Шекспир, вероятно, мог быть оппозиционером Королеве, (как предполагают некоторые, современные историки), и ,может быть, предполагают , небезосновательно.
Однако, существуют, и другие версии.
По версии некоторых других историков, Королева напротив тайно могла покровительствовать Шекспиру. Как было дело на самом деле, этого мы точно уже не узнаем. Кстати, существует четыре версии Гамлета. Все эти версии похожи, однако в то же время, весьма различаются между собой, что и вызвало, как недоумение историков, так и сомнение в авторстве Шекспира, и вообще, в существовании самого Шекспира. Хотя, и существование Шекспира, и даже найденные его рукописи - факт на самом деле доказанный. По всей видимости все четыре рукописи принадлежат Шекспиру, который дорабатывал своего Гамлета. Впрочем, пора от Шекспира перейти к его самой бессмертной пьесе, к Гамлету.
В чем состоит тайна и сила Гамлета Шекспира?...
Гамлет - первый борец в истории мировой культуры против лживого окружающего его социума. В то же время, пьеса Гамлет есть вершина мирового Романтизма . Почему, это так? Потому что Гамлет борется в одиночку. Гамлет мог поднять народное восстание, (подобно тому, как Марк Антоний поднял восстание против Рима, убившего Цезаря в другой пьесе Шекспира), ибо Гамлет был народным любимцем, его любил народ, и поднять народное восстание Гамлету было проще простого. Однако, Гамлет слишком любит свой народ, и предпочитает действовать в одиночку. Гамлет, даже Горацио не использует прямо, ибо Гамлет проясняет для себя свою личную истину, и ведет только свою личную войну.
Наконец, Гамлет аристократ, и принц крови.
Аристократизм учит, что сущность вещей неизменна. Меняются времена, маски, обличья, но не сама суть: Господин остается господином, (даже если он свергается чернью), чернь остается только, чернью. Король Лир, став нищим , остается королем, а нищий, даже став королем все, равно остается нищим. Потому и Гамлет остается, прежде всего, принцем.
Хотя, и принцем в разных своих ипостасях.
Аристократическим эпохам свойственен некий "благородный "элитный " порядок , от самих звезд начертанный на небе и на земле. С этой точки зрения, Ницше, (отвергающий диалектику, в которой чернь становится господской, как именно рабскую, "сократическую" мораль), намного ближе к аристократичному Шекспиру, чем к народному Достоевскому.
Что такое аристократизм?
С точки зрения аристократической морали, благородный человек совершающий преступления, все равно останется благородным, (и так же считал, и Ницше), когда, как с точки зрения Достоевского, один неверный шаг может благородного человека сделать "конченным грешником". У Достоевского герои оправдываются за свои поступки, а у Шекспира никогда..
У Шекспира, сами действия оправдывают его героев.
Макбет, хотя и является злодеем, но с душой знати: он предпочитает смерть позору, а не то, что бы "раскаивается". Безумный Гамлет остается Принцем, а Офелия, сойдя с ума, не перестает быть аристократкой. Таков закон аристократизма, чем он отличатся от законов наших дней. Однако, следует признать, что Гамлет побеждает в своей борьбе честно. В конце концов, по логике аристократизма, злодей даже с душой знати, все равно останется злодеем, когда как, даже оклеветанный принц останется благородным принцем.
Кто такой Гамлет?
Гамлет не просто одинокий рыцарь, но одинокий принц, пытающийся восстановить справедливость, по ходу развития сюжета, понимающий, что есть лишь высшая истина, (с которой, он пришел в этот мир), а не справедливость. Это и делает Гамлета победителем, и в то же время, обреченным. Однако, самым христианским является конец произведения, в котором умирающий Гамлет примиряется с убитым Лаэртом.
Гамлет - Принц северный, принц нордической крови . .
А кроме этого, Гамлет самый неформальный принц в истории литературы. Если так выразиться, Гамлет есть принц не просто от крови королевской династии, а первый Принц от Христа, и духовный, и кровный. Можно, даже сказать, что подобно тому, как апостол Петр - апостол от Христа, (или апостол Павел), Гамлет есть уже самый первый Принц от Христа .
Во всяком случае, Гамлет и стал первым христианским героем.
Отсюда неформальность Гамлета, в судьбе которого произошло все то, что и сподвигло его на все то, что бы стать Принцем Гамлетом, а больше никем. Стать не только рыцарем Истины, но и одиноким Принцем Истины. Меч Христа и Шпага Гамлета - один и тот же образ, и сейчас .Меч Христа и есть шпага Гамлета, как атрибут неформального Принца.
Потому что, кто такой Гамлет?
Образ Гамлета – образ христианской личности (в западном и в православном понимании.) И в то же время, это вопрос Романтического Субъекта в философии (под которым выступает Гамлет), поскольку, Гамлет впервые и воплотил - образ романтической христианской личности - с ее жизненной (духовной) драмой и Романтической Иронией.
С этой точки зрения, Гамлета даже не Шекспир написал.
Шекспир создал лишь образ Гамлета, наделив своего героя, и одиночеством, и Романтической Иронией. Романтическая Ирония Гамлета содержалась и в самом его вопросе (быть или не быть), как и в безумии Гамлета, потому что, и Христа называли безумным. На Романтическую Иронию указывает и шут Йорик, которого Гамлет любит, и его оплакивает.
Гамлет первое олицетворение , сложной, христианской личности.
И может быть, подобно тому, как история завершилась с приходом Христа, так же и греческая трагедия (восходящая к мистериям Диониса) завершилась Гамлетом Шекспира. Просто люди, пока не поняли ни одного, ни второго явления, ни Христа, ни Гамлета - во всей полноте духовного откровения, а если и поняли лишь единицы. Наконец, Гамлет, это произведение делящее историю, (и потому, и культуру) на две части.
Прежде всего, на время языческого героя и христианской личности.
Шекспир признал, что христианская личность сильнее истории, (и ее анонимности.) И может быть, однажды мир окончив свое существование с приходом Христа, завершится прощением, подобно тому как Лаэрт и Гамлет перед смертью нашли силы простить друг друга.
Ибо, если смысл, в понимании, то понимание состоит - в прощении.